Цели урока.
***Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты.
*** Обогащать словарный запас с помощью подбора синонимов, образных выражений, примет.
*** Учиться работать с рисунками и синонимами к слову «КРАСНЫЙ».
*** Воспитывать бережное отношение к природе.
Содержание и ход урока.
***Оборудование:
картинки по теме «Осень»,карточки – синонимы к слову «осень», индивидуальные карточки , плакат с кленовой веткой, кленовые листья, ветки рябины, иллюстрации по теме «Осенний лес», тетради по развитию речи.
***Организационный момент.
*** Тема урока.
***Звучит музыка.
***Беседа:
--- Какое время года описано в данном отрывке?
…Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул уж легкий холод, дорога промерзает, но, журча, еще бежит за лестницу ручей, и пруд уж застывает.
Содержание урока.
***А вот еще один отрывок, послушайте и определите, о чем он повествует?
---Октябрь, а на пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днем становится холоднее. Вот уже и мороз сковал землю. Луга поседели от инея. Лужи затянулись льдинками. Тихо в осеннем лесу. Лишь легкий ветерок нарушает тишину. Листья шуршат. Листопад кружит в воздухе осенний карнавал. Скоро деревья сбросят последнюю листву. Давайте попытаемся понять, о чем могут шептаться листья. Об этом вы напишите в своих сочинениях – миниатюрах.
--- Положите ладони на осенний листок, который лежит на парте. Поздоровайтесь мысленно с осенью. Осенние листья бывают разного цвета. Какого?
( Желтый, оранжевый, красный, зеленый, лимонный, апельсиновый, алый, бурый, салатовый, бронзовый, травяной).
--- Осень будто обожгла зеленый лист, и он заполыхал. Он говорит нам о прохладе, но и оставшейся теплоте, грусти, красоте осеннего леса. Рядом с кленом приютилась осенняя красавица – рябина. Ярким пламенем горят ее гроздья. На что они похожи? (На бусы, серьги, кораллы, рубины, языки костра, красные яблочки).
Беседа по вопросам. Работа в тетради.
***Уже с ранней осени тяжелые кисти оранжевых и красных ягод рябины привлекают к себе птиц.
*** А какими синонимами(близкими по смыслу словами) можно заменить слово КРАСНЫЙ? (Алый, багряный, малиновый, пунцовый, багровый, бордовый, гранатовый.)
Есть приметы: «Много рябины- осень будет дождливая, а мало – сухая».
---Записывают приметы осени в тетради и у доски.
( Шуршит, бродит, будоражит, натягивает, сбрасывает, наступают, падают, вызывают) - какая часть речи?
( тропинки, листья, гроздья, воздух, осень, запахи, паутинки, сообщение, настроение) – а это какая часть речи?
( лесные, опавшие, грибные, серебристые, бронзовые, золотые, багряные, красные, оранжевые) – а это какая часть речи?
Письмо сочинений.
Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок. Листопадный карнавал заканчивается ненастьем. Деревья стоят голые.
Ветви их кажутся карявыми. Они хотят вернуть солнце, дождь, слякоть. Настроение тревожное.
А у людей разное настроение. Они по – разному относятся к этому времени года. Каждому осень открывает свои секреты. Каждый замечает в осени что – то свое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.