Командир эскадрильи был краток.
- Война, товарищи! – сдавленным голосом сказал он. – Фашистская авиация бомбит наши города, аэродромы. Наша задача – перехватить воздушного противника, уничтожить его беспощадно. Взлет – немедленно.
По самолетам.
Великая Отечественная война
Утро 22 июня 1941 года. Приграничный аэродром под Брестом. Рассветную тишину разорвал вой сирены. А минуту спустя к стоянкам самолетов бежали летчики, техники, механики. Боевые тревоги – не редкость в пограничной зоне. Но в этой было что-то по-настоящему тревожное.
Руководитель проекта Лукашова Т.А.
Ил-2 вынес на своих крыльях основную тяжесть войны в небе. Всего за годы войны было выпущено 36163 штурмовика Ил-2. Фашисты боялись грозных
«Ильюшиных» и прозвали их
«черной смертью». Летчики на Ил-2 уничтожили десятки тысяч вражеских солдат и офицеров, тысячи танков, артиллерийских орудий, автомашин. Легендарный Ил-2 был лучшим самолетом- штурмовиком в годы войны. Ни одна армия мира не имела тогда самолета, близкого по своим летно- тактическим данным к штурмовику
Ильюшина.
●
В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт
«летающим танком». Немецкие пилоты
за живучесть и недостаток манёвренности называли
его Betonflugzeug — «бетонный
самолёт»
Народное прозвище
●
Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев).
Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 3 № 18в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве .
Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.). Некоторое время в течение 1941— 1942 годов самолёт выпускался заводом
№ 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Описание самолета Ил-2 (штурмовик)
Ил-2 был самой известной боевой единицей небес во время Великой Отечественной войны. На то время ни одна армия мира не имела подобия такого штурмовика. Он был специализирован для полетов на низких высотах и при этом имел неуязвимую бронированную оболочку. Его основной задачей было уничтожение живой силы
противника и танков.
●
В нашей стране в начале 30-х годов началась активная разработка самолета-штурмовика с
бронированным фюзеляжем. Предшественниками самолета Ил-2 были тяжелые бронированные штурмовики, которые известны под маркой ТШ-1,2 и 3. Основной задачей конструкторов было изготовления брони, которая бы не смогла нарушить аэродинамических свойств самолета.
Предшественник ИЛ-2
●
●
Предшественником первого Ил-2 был бронированный штурмовик БШ-2, который имел два посадочных места в кабине для пилота и пулеметчика. Бш-2
также был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1938 году, этот самолет был оснащен листовой броней. Такой вид брони был использован и в самолете Ил-2.
Следует отметить тот факт, что первые модели Илов изготовлялись с деревянными деталями корпуса, это были фюзеляжные консоли крыла и
хвостовое крыло.
Особенности конструкции штурмовика Ил-2
●
Шасси в штурмовике складывались назад, а потом убирались в корпус крыла, после чего закрывались обтекателями для лучшей аэродинамики.
Бортовое вооружение было установлено во внутренней части крыла, а под крылом штурмовика были установлены направляющие устройства для реактивных снарядов. Из-за брони и установленного двигателя АМ-35 Ил-2 развивал небольшую скорость, всего лишь до 400 км/час, а посадочная скорость составляла 140 км/час. При испытаниях самолета БШ-2 конструкторы приняли решение, что новый
штурмовик нужно выпускать в одноместном варианте для снижения веса самолета. После этого был построен одноместный самолет-штурмовик, который показал отличные летные и боевые характеристики. Это и был самый первый Ил-2 − штурмовик с бронированным фюзеляжем. В 1941 году данную модель самолета запустили в серийное производство
на многих заводах.
Тактика боя штурмовика Ил-2
Основным преимуществом в бою штурмовика было то, что он работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров. Из-за низкой высоты полета Илу была не страшна артиллерия, а от пехоты самолет с легкостью защищала его броня. В свою очередь, штурмовик мог эффективно уничтожать танки и живую силу противника. При работе на низких высотах плюсом была также достаточно высокая скорость самолета в 400км/час, что не могли себе позволить другие штурмовики, которые могли разгоняться, только до трехсот километров в час. После уничтожения наземных целей Ил-2 мог с легкостью перейти к атаке на вражеские воздушные цели, которые хоть и имели большую скорость, но не имели такой брони и вооружения, как советский штурмовик. Интересным фактом является хитрость наших пилотов, которые использовали внешнюю схожесть Ила с немецким бомбардировщиком. Наши пилоты могли пристроиться к немецким самолетам, которые ничего не подозревали, и спокойно уничтожить их.
Битва за Москву
Еще не усовершенствованный советский штурмовик Ил-2 бороздил родные воздушные просторы на подступах и в самой столице. Чудовищная нехватка техники толкала руководство на разные нетрадиционные способы решения боевых задач. Штурмовику приходилось нередко выполнять задачи истребительной авиации.
Он не мог соперничать с немецкими истребителями, так как серьезно уступал им в скорости, но оказался фатальным оружием против гитлеровских самолетов-разведчиков, бомбардировщиков и транспортников.
Несмотря на очень большие потери штурмовиков Ил-2, во время сражения за Москву появляются первые пилоты-асы, управляющие только «летающими танками».
Сталинградская битва
Существенную помощь с воздуха сухопутным войскам Ил-2 оказал во время тяжелых боев за Сталинград. Решающую роль штурмовики оказали в тот момент, когда была окружена значительная немецкая группировка — части 6 армии с генералом Паулюсом во главе.
Советская авиация не позволила немецким транспортным самолетам доставить помощь окруженным, что обеспечило скорую победу в крупном сражении
Курская дуга
Сражение на Курской дуге многим известно, как страшное столкновение огромного количества танков на земле. Но немногие слышали о том, что всему этому предшествовали обмены «колкостями» от обоих противников в небе.
Начало операции на Курской дуге ознаменовалось одной из величайших воздушных операций всей Второй Мировой войны. Советскому командованию удалось застать немецких противников врасплох. Летчики Вермахта, поднятые по тревоге, чудом успели взлететь и ослабить чудовищный напор советской авиации, состоящей преимущественно из обновленных Ил-2М3. Всего в воздушном бою тогда приняли участие около 500 самолетов.
В ходе боев под Курском, летчики выработали собственную, очень эффективную тактику ведения боевых действий, названную «карусель смерти». Так, Ил-2 кружили над полем боя кругами, закрывая уязвимую хвостовую часть друг друга от атак немецких истребителей. Периодически из круга вылетали самолеты, сбрасывали боезапас, а потом снова возвращались в строй.
●
●
Выпускался в одноместном и двухместном вариантах. Разные изменения вносились регулярно. В конце 1941 года применялась деревянная конструкция хвостовой части с металлическими стрингерами. Менялось
вооружение, бронирование. Ил-2 (одноместный) представляет собой серийную модификацию штурмовика, который не имеет кабины для заднего стрелка. В некоторых частях в связи с большими боевыми потерями предпринимались попытки переоборудовать одноместный самолет в двухместный. Во многих случаях создавались имитации задней пушки – муляж, установленный в прорези кабины.
· Ил-2 (двухместный) представлял собой серийную модификацию, которая была оборудована пулеметами УБТ и ШКАС, а также
кабиной стрелка с фонарем.
●
Ил-2 АМ-38Ф – серийный штурмовик с
форсированным двигателем, характеризующимся
высокой взлетной мощностью.
Модификации Ил-2:
Модификации Ил-2:
одна из модификаций была способна нести торпеду, в результате чего пришлось пожертвовать пушками. В числе стрелкового вооружения осталось три пулемета: у заднего стрелка и два крыльевых.
Большинство модификаций позволяло транспортировать самолёт по железной дороге.
Ил-2 Штурмовик основные характеристики:
Масса(кг)
пустого самолета 4525
●
●
нормальная взлетная
6060
Мощность л.с
номинальная
1 х 1575
●
●
взлетная
1 х 1665
Максимальная скорость
у земли 370
●
●
на высоте 411
Практическая дальность км 685
●
●
Скороподъемность, м/мин 417
Практический потолок, м 6000
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.