Трудно представить отечественную литературу без произведений великого русского поэта. Его книги объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей, а язык его произведений до сих пор остается основой русской литературной речи.
«…Автору было двадцать лет от роду, когда закончил он “Руслана и Людмилу”! Он начал свою поэму, будучи еще воспитанником Царскосельского Лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни. Этим до некоторой степени можно извинить ее недостатки", — писал Пушкин в 1828 году в предисловии ко второму изданию поэмы.
По замыслу поэта "Руслан и Людмила" — героическая поэма, подводящая итоги патриотическим настроениям 1812 года. В образе Руслана… намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость.
Отрывки из "Руслана и Людмилы" публиковались в журнале "Сын Отечества" весной 1820 года; летом того же года она вышла отдельным изданием. Это был первый публичный успех — и первая, подчас несправедливая, публичная критика.
Победа Руслана над Черномором изображается как торжество "русской силы". "Преданья славы и любви" — вот основной предмет поэмы, по собственному определению Пушкина.
Главным стимулом, подтолкнувшим поэта к созданию поэмы, стала публикация начальных томов «Истории государство российского» в 1818 году, автором которых был Н.М. Карамзин. Именно там поэт взял образы и информацию о главных конкурентов Руслана (Рагдай, Ратмир, Фарлаф).
Поэма была закончена весной 1820 году и начала печататься по отрывкам в историческом, политическом и литературном русском журнале “Сын отечества”. И уже после ссылки Пушкина на Кавказ в конце лета 1820 года поэма была выпущена единым литературным произведением в форме книги “Руслан и Людмила”, которая была хвалебно принята публикой и несколько противоречиво литературными критиками.
Эпилог к поэме был написан Пушкиным немного позже, в июле этого же года, когда писатель находился в кавказской ссылке. В журнале эпилог напечатали отдельно, так как его тон и содержание находились в резком контрасте с шуточным тоном сказочного содержания основной части произведения. Это отличие можно считать знаменательным переходом А. С. Пушкина к романтизму, новому художественному течению в литературном творчестве.
Второе издание «Руслана и Людмилы» вышло только в 1828 году. Автор значительно переработал ее, включив в книгу вступление «У лукоморья дуб зеленый». Этот знаменитый пролог он написал еще в 1825 году в Михайловском, собрав русские народные сказочные мотивы и образы вместе. Пушкин превратил поэму в одну из сказок, которую повествует читателям ученый кот. Вступление к «Руслану и Людмиле» можно считать отдельным, самостоятельным произведением.
Опера в пяти действиях Михаила Ивановича Глинки на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А. Шаховского, основанное на одноименной поэме А. С. Пушкина. Дата премьеры – 9 декабря 1842 года.
Премьера «Руслана и Людмилы» была приурочена к шестилетней годовщине постановки первой оперы Глинки — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — и состоялась на той же сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и в то же число (27 ноября / 9 декабря), что и «Жизнь за царя».
Создателям первой постановки, не уловившим специфику глинкинской драматургии, опера показалась неоправданно длинной и скучной, и они подвергли её бессмысленным сокращениям. Певцы не успели к премьере как следует выучить сложные партии, а ещё, как назло, заболела Анна Яковлевна Воробьёва-Петрова, для которой Глинка писал своего Ратмира. На первом представлении композитор был доволен только Осипом Петровым в роли Руслана.
Но это ещё не всё. Николай I
Царская фамилия с усердием, достойным лучшего для государственных мужей применения, продолжала кампанию по дискредитации оперы «Руслан и Людмила». Великий князь Константин Павлович
( по наущению Николая I) — приказал провинившихся солдат вместо гауптвахты отправлять на «Руслана и Людмилу»
«Руслан и Людмила» — первая из многочисленных «пушкинских» опер. Глинка создал прецедент, после которого композиторы учинили настоящее «нашествие саранчи» на пушкинское наследие. «Уцелели» всего 2 произведения, не ставшими музыкальными: «История Пугачёва» и «Путешествие в Арзрум».
"Руслан и Людмила" – советский двухсерийный фильм режиссёра Александр Птушко 1972 года по мотивам поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Это последний фильм мастера, создавшего большое количество киносказок. По мнению кинокритиков, "Руслан и Людмила" является вершиной творчества режиссёра.
Двухсерийная экранизация одноимённой поэмы включает масштабные батальные сцены, использует большое количество оригинальных декораций и костюмов. В фильме использовались трюки каскадёров и новаторские приёмы комбинированных съемок: летающий карлик Черномор, говорящая голова Великана-богатыря и прочее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.