Аннотация
Представленный материал довольно актуален, посвящён весьма острому
вопросу – применению нейропсихологических методов по
совершенствованию устной речи у детей, имеющих нарушения со стороны
слухового анализатора.
В данном пособии обобщён опыт работы авторов в направлении
нейропсихологической помощи детям, имеющим нарушения слуха.
Рассматривается траектория коррекционно-педагогической помощи детям
в процессе всех видов деятельности. Объем материала соответствует
возрастным особенностям детей, активизирует и повышает
работоспособность, не позволяя уставать. В процессе применения методик
замещающего онтогенеза учитывается и структура дефекта, и психологические
особенности ребёнка, и предпочитаемые им каналы получения информации, и
способы действий.
Использование методик замещающего онтогенеза в разных условиях деятельности
способствует формированию приемов произвольного запоминания у детей,
основывающегося на углубленном познании материала урока, его осмыслении, а
также усвоении любой информации во внеурочное время.
Особое внимание уделено оздоровительно-охранному режиму, учитываются
психофизиологические особенности детей, имеющих дефицитарное развитие. Любые
двигательные упражнения, включённые в данный альбом, позволяют проявиться личному
интересу ребёнка к процессу овладения учебной, игровой, познавательной и др.
деятельностью. Систематическое использование в работе с детьми методик
замещающего онтогенеза, является качественным базовым инструментом для усвоения
детьми знаний и развития умений.
Нейропсихологическая коррекция
дыхательные
упражнения
упражнения для
пальцев рук
глазодвигательные
упражнения
телесные
упражнения
упражнения для
произвольности
упражнения по
визуализации
упражнения для
релаксации
-1-
-8-
-3-
-4-
-2-
-5-
-7-
-6-
растяжки
Р А С Т Я Ж К И
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Растягивая различные части тела, ребёнок концентрирует на них своё внимание и устанавливает с ними мысленный контакт, таким образом постепенно познаёт себя, обеспечивая хорошее самочувствие.
Р А С Т Я Ж К И
Улучшают ритмику организма. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Дыхательные упражнения
Упражнение «Табуреточка»
Задержка дыхания активизирует
работу стволовых структур мозга,
которые, в свою очередь,
стимулируют
дальнейшее
развитие
ребёнка.
выдох
вдох
задержка
(3-5 сек.)
Глазодвигательные упражнения
Расширяют поле зрения, улучшают восприятие;
Развивают межполушарное взаимодействие;
Активизируют процесс обучения;
Способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости;
Улучшают межличностные отношения.
Глазодвигатедьные упражнения активизируют движения глазного яблока во всех направлениях.
Они сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вдали и вблизи.
Упражнения для пальцев рук
При большой подвижности всех пальцев развивается тонкая
двигательная координация и, следовательно, мозолистое
тело мозга.
Простые движения снимают напряжение, умственную усталость.
Упражнения улучшают произношение многих звуков, а
значит развивают речь, это важно для правильного развития
мозга.
«Стала Маша гостей приглашать»
«Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире»
«Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать»
Телесные упражнения
«Велосипед»
«Черепаха»
«Паучок»
Развивают межполушарные взаимодействия, снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
Перекрёстные движения рук и ног активизируют развитие
мозолистого тела, способствуют активизации
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Реципкорные движения способствуют образованию миелинизации нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию ВПФ.
Упражнения для произвольности
«Посидим в тишине»
«Костер»
«Послушаем звуки»
Помогают регулировать свою деятельность: подчиняться правилу, контролировать его выполнение, слушать инструкцию (внимание к речи) и строго ей следовать.
Формируют произвольное внимание, выполнение действий,
общее и слуховое внимание к речи.
Способствуют обходной форме воздействия на произвольную деятельность.
Упражнения по визуализации
«Чудесный ларец»
«Дедушкин сундучок»
«Волшебная шкатулка»
Способствуют воссозданию зрительных, слуховых,
осязательных, обонятельных образов.
Визуализация происходит в обоих полушариях ГМ, что эффективно развивает мозолистое тело.
Развивают коммуникативность, речевую активность.
Упражнения для релаксации
Способствуют расслаблению, самонаблюдению,
воспоминаниям событий и ощущений.
Оказывают эффект ненаправленной коррекции, что
говорит о базовом значении моторного развития для
созревания психических процессов.
Повышают потенциальный энергетический уровень,
способствуют развитию ВПФ и уравновешивают
психику.
«Шапочка»
«Холод и жар»
«Море волнуется»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни принуждение, ни убеждение
пользоваться словесной устной
речью не помогают, если не
созданы для этого необходимые
условия. Создание
нейропсихологической
коррекции способствует
формированию интеллекта,
развитию устной речи,
психологической готовности к
восприятию речевого
материала и его усвоению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.