Презентация "Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ "
Оценка 5

Презентация "Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ "

Оценка 5
pptx
11.12.2024
Презентация "Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ "
Презентация Методы коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с ОВЗ.pptx

Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с

Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с

Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ Подготовили: Бабак С.А., Ныш О.В. тьюторы ресурсного класса МОУ «Рузуменская СОШ № 4 «Вектор Успеха» Белгородского района Белгородской области

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее


Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.


Дети склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы; подвержены быстрым, резким изменениям.


Дети с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления, часто не пытаются это делать.


Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума и суеты, обидчивы

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума и суеты, обидчивы

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума и суеты, обидчивы.

Эмоциональная жизнь сопряжена страхами, повышенной тревожностью, гневом, агрессией, нарушением адекватности реагирования извне, недостатком в развитии навыков самообслуживания, приступами психомоторного возбуждения.

У детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики.

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:

формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении .

В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с

В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с

В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.




Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:
нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
мнимая неспособность усвоить материал занятия;
отказ под разным предлогом от помощи старшим;
рассеянность, неумение сосредоточиться;
неаккуратность, неряшливость;
беспомощность.

Приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с

Приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с

Приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ

Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса. Игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
М.Р. Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры:
- в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе,

 

- игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития;
- игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
- игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
- игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого.

Арт-терапия . Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре

Арт-терапия . Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре


Арт-терапия. Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Это терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Участие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок.

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство,…

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство,…

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Библиотерапия – литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.

Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения

Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения

Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения.

Упражнения с использованием рисования и беседы. Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря». Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком.

Приемы работы: изобразительные техники

Приемы работы: изобразительные техники

Приемы работы: изобразительные техники

Марания
Штриховка, каракули
Рисунок на стекле
Рисование пальцами
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Упражнение «Цветик-семицветик»

Упражнение «Цветик-семицветик»

Упражнение «Цветик-семицветик»
Проводится с целью оценки и тренировки эмоционального состояния, а так же выяснения уровня самооценки ребенка.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета. А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке крестиком. Время выполнения упражнения не ограничено.
Примечание. По тому, где клиент отметил себя, можно узнать его место в социуме, а также понять эмоциональное состояние и стрессоустойчивость. Возраст испытуемых не ограничен.

Упражнение «Пальчики-мордашки».
Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. В конце недели все проводится по той же схеме.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.
Примечания. В конце недели все проводится по той же схеме. После окончания работы обсудите рисунки с клиентом, обговорите сложные ситуации, которые произошли за неделю. Методика дает хороший психотерапевтический эффект, помогает клиенту раскрыться перед психологом.

Упражнение «Лесенка настроений»

Упражнение «Лесенка настроений»

Упражнение «Лесенка настроений»

Упражнение проводится в начале курса, для того чтобы клиент провел параллель между своим эмоциональным состоянием и цветовым выражением этого состояния.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображена лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы любыми цветами, но не забывайте, что верхний проем — самый веселый, а нижний — самый грустный. Время выполнения задания не ограничено.
Примечания: цветовая гамма не должна ограничиваться основными цветами. Для полноты диагностической информации после выполнения задания можно обговорить с клиентом выбор цветовой гаммы. На основе цветового решения можно судить об эмоциональном состоянии человека.

Упражнение «Две бабочки» Цель

Упражнение «Две бабочки» Цель



Упражнение «Две бабочки»

Цель. Тренировка эмоционального состояния человека, переключения и устойчивости этого состояния.
Материалы. Лист бумаги с изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами две бабочки. Одна из них веселая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, веселая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.
Примечание: во время выполнения клиентом этого задания психолог может оценить эмоциональное состояние клиента. (Веселая бабочка раскрашена теплыми розовым и желтым цветами, а грустная – зеленым, фиолетовым, синим.)

Упражнение «Небо и облако» Цель

Упражнение «Небо и облако» Цель



Упражнение «Небо и облако»

Цель. Проводится для того, чтобы клиент мог отрефлексировать свои переживания, скрытые эмоции и перевести их во внешний уровень.
Материалы. Лист белой бумаги формата А4, акварельные краски, кисть.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Сегодня мы с вами будем рисовать небо, но это будет необычное небо. Оно необязательно должно быть голубого цвета. Ваше небо будет такого цвета, какое у вас сейчас настроение. Подумайте, какого цвета ваше настроение, и нарисуйте небо. Цвета можете смешивать. А теперь нарисуйте облако. Оно тоже будет необычным. Подумайте, что можно было бы изменить в вашем настроении, и нарисуйте облако немного ниже неба. Время выполнения не ограничено.
Примечания. Оценку эмоционального состояния человека по цвету неба и облака можно проводить по типу цветового теста Люшера (небо — первичный выбор, облако — вторичный выбор).

Работа с именем в психологическом тренинге

Работа с именем в психологическом тренинге

Работа с именем в психологическом тренинге. О.В. Хухлаева

Примеры упражнений «Имя-звезда»

Примеры упражнений «Имя-звезда»

Примеры упражнений
«Имя-звезда». Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают, что можно назвать этим именем (звезду, марку печенья, море, туристическую фирму и т. д.). Участник выбирает одно или несколько предложений. После этого группа хором произносит сочетание имени и того, что им названо, например: звезда Полина или гора Михаил. 
 
«Имя-качество». Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают качества, которые начинаются на первую букву имени. Участник выбирает то, которое ему больше нравится. После этого группа хором произносит сочетание качества и имени, например: Полина пленительная, Ваня вдумчивый и т. п.
 
«Предпоследняя буква – ресурс». Ведущий говорит, что не все люди достаточно хорошо знают свои ресурсы, и предлагает прямо сейчас поискать их, используя для этого предпоследнюю букву имени. В центре внимания обычно оказываются первая или последняя буквы, но именно незаметная предпоследняя таит в себе знание о ресурсе человека. Далее один из участников называет свое имя. Остальные придумывают его ресурсы, которые начинаются на предпоследнюю букву имени. Участник выбирает тот ресурс, что ему больше нравится. После этого группа хором произносит сочетание качества и ресурса, например: сила Василисы, искренность Евгения, ласковость Оли. 
 

Имя-ассоциация» . Один из участников называет свое имя

Имя-ассоциация» . Один из участников называет свое имя

 
«Имя-ассоциация». Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают и называют то, с чем оно у них ассоциируется: картины природы, музыкальные инструменты, транспортные средства, животные и т. д. Например, имя «Ольга» может ассоциироваться с горным озером, ромашкой, дроздом, велосипедом…  Когда все желающие назовут свои ассоциации, участник тренинга говорит группе, какие из них ему больше понравились. Аналогичная работа проводится с каждым участником мероприятия. 
 
«Имя-движение». Водящий называет свое имя и показывает движение, которое у него с ним ассоциируется. Группа хором произносит это имя и показывает движение.
 
«Рисунок имени». Участникам занятия раздают листы бумаги и карандаши. Задача – придумать и изобразить символ своего имени. Затем они по очереди показывают свои работы группе, члены которой сообщают, какие мысли и чувства вызывает у них тот или иной рисунок.

Волшебный стул» Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

Волшебный стул» Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

«Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Примечание. Можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и «волшебный стул».

Игра проводится с группой не более 5-6 человек.

Инструкция. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (имена тревожных детей лучше называть в середине игры!). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.

Метафорические карты «Роботы» Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы» Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Комплект состоит из двух идентичных наборов карт – цвет­ного и черно-белого

Комплект состоит из двух идентичных наборов карт – цвет­ного и черно-белого

Комплект состоит из двух идентичных наборов карт – цвет­ного и черно-белого. Каждый из них включает в себя 3 вида карточек: изображения голов; изображения туловищ; изображения ног.

Итого в наборе содержится 84 карты с цветными изобра­жениями: 28 голов, 28 туловищ, 28 пар ног. И столько же – 84 карты с черно-белыми контурными изображениями. Всего 168 карт. Это материал для многоразового использования.

Кроме того, в набор входят листы с черно-белыми изобра­жениями, которые нужно ксерокопировать, чтобы каждый раз перед началом работы у вас был полный комплект дублей чер­но-белых изображений – это расходные материалы.

Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, то есть любое изображение головы идеально подходит любому туловищу, которое, в свою очередь, сочетается с лю­бым изображением ног. В результате можно создать изображение робота из любых деталей, все равно получится целостная картинка. Множество возможностей комбинировать разные де­тали уже является игрой, интригует, позволяет придумывать, фантазировать.

Принципы работы с комплектом с помощью карточек можно выражать различные эмоциональные состояния; можно работать только с цветными изображениями, исходя из логики работы с метафорическими картами;…

Принципы работы с комплектом с помощью карточек можно выражать различные эмоциональные состояния; можно работать только с цветными изображениями, исходя из логики работы с метафорическими картами;…

Принципы работы с комплектом

с помощью карточек можно выражать различные эмоциональные состояния;
можно работать только с цветными изображениями, исходя из логики работы с метафорическими картами;
можно работать с раскрасками, опираясь на принципы и подходы арт-терапии;
можно комбинировать работу с цветными изображениями и раскрасками.
 
Черно-белый вариант подходит в первую очередь для детей и подростков, которые затрудняются что-либо нарисовать са­мостоятельно по самым разным причинам (ДЦП, умственные отклонения и т.д.), либо просто отказываются от рисования как от «детского» занятия, проявляют протестное отношение к самому процессу рисования (особенно это актуально для подростков).

Работа с раскрасками предполагает не только заполнение изо­бражения цветом, но и его дорисовку, перерисовку.
Комплект предназначен для работы с детьми и подростками, а также с родителями (это очень удобный инструмент работы с детско-родительскими отношениями).
Карты можно использовать индивидуально, в парах и в группах.

Варианты работы с картами «Роботы» «Похожий на меня»

Варианты работы с картами «Роботы» «Похожий на меня»

Варианты работы с картами «Роботы»
 
«Похожий на меня»
Попросите ребенка собрать из частей робота, который будет похож на него: «Представь себе, что ты – создатель роботов. Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя».

«В прошлом, в настоящем, в будущем»
Инструкция дается в три этапа:
Представь себе, что тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, какой ты сейчас.
Теперь тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, каким ты был раньше.
Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, каким бы ты хотел стать в будущем.
«Мое настроение»
Представь себе, что ты создатель роботов. Тебе нужно соз­дать робота, который был бы похож на твое настроение сейчас.

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Лица Экмана (распознавание эмоций человека)

Лица Экмана (распознавание эмоций человека)

Лица Экмана (распознавание эмоций человека)

Попробуйте сказать, какая эмоция была на лице человека?

Всего Вам будет предъявлено 60 фото, изображающих 6 различных эмоций: печаль, удивление, счастье, страх, презрение и гнев.

Ваша задача – определить эти эмоции по лицам на фотографиях.

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Метафорические карты «Роботы»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024