«Мнемотехнические
приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»
Б.В. Еремина
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Мнемотехника-
система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций
По-хозяйски он ступает,
Ест зерно, всегда сердит.
Тишину в ночи пугает,
Утро громко призывает,
Хриплым голосом кричит.
Уж как я на бал спешила,
Лучшие наряды сшила.
Их все в домик собрала,
Торопливо поползла.
Каждый шаг в пути считала,
А вот всё же опоздала.
«Акрозагадки»
Ясно: надо торопиться
Лягушатам, чтобы скрыться,-
Птица ходит у болот.
Аист? Нет, другая птица.
Цап! И плотно клюв сожмет.
Работа по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов:
1 этап- рассматривание таблицы и разбор изображенных символов
2 этап- перекодирование информации из абстракции в образы
3 этап- пересказ учителя с опорой на символы, далее обучающимися совместно с учителем, потом самостоятельно
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
«Хозяйка»
Хозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла:Картошку, капусту, морковь, горох,Петрушку и свеклу, ох!Накрытые крышкой, в душном горшкеКипели, кипели в крутом кипятке:Картошка, капуста, морковь, горохПетрушка и свекла, ох!И суп овощной оказался неплох!
(Ю.Тувим)
Каких этапов работы по заучиванию стихотворения мы придерживаемся?
учитель выразительно читает стихотворение;
сообщает, что это стихотворение ученик будет учить наизусть;
еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации;
задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для детей форме;
читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию;
ученик рассказывает все стихотворение с опорой на иллюстрацию (мнемотаблицу).
На занятиях я также широко применяю мнемотренажеры, в которых представлены задания, разработанные с учетом современных методических тенденций коррекции и развитии памяти. Структура занятий учитывает специфические особенности мнестической деятельности детей, имеющими дефицитарное развитие памяти
улучшается память, внимательность, воображение, фантазия;
развивается речь;
увеличивается словарный запас;
представления об окружающем мире расширяются;
формируется наглядно-образное и абстрактное мышление;
информация легче запоминается;
ребенок учится выстраивать логические цепочки.
Преимущества использования мнемонических приемов:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.