Презентация "Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 01.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Мнемотехнические приемы.pptx


«Мнемотехнические
приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

Б.В. Еремина

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский

Мнемотехника-

система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций

- Акростих или мнемоническая фраза - метод историй или последовательных ассоциаций - метод «крокирования»

Мнемоническая фраза или акростих Информация, которую нужно запомнить, находится в начальных буквах слов во фразе или стихотворении

Примеры приема «Акростих»

Листья зеленые слабо колышутся,
Еле заметен дневной ветерок.
Теплое солнышко, яркие бабочки-
Очень все лето любят, дружок

Замела метель дорожки
И пошла по мостовой.
Мехом белым сад укрыла,
А потом пошла домой


По-хозяйски он ступает,
Ест зерно, всегда сердит.
Тишину в ночи пугает,
Утро громко призывает,
Хриплым голосом кричит.


Уж как я на бал спешила,
Лучшие наряды сшила.
Их все в домик собрала,
Торопливо поползла.
Каждый шаг в пути считала,
А вот всё же опоздала.

«Акрозагадки»

Ясно: надо торопиться
Лягушатам, чтобы скрыться,-
Птица ходит у болот.
Аист? Нет, другая птица.
Цап! И плотно клюв сожмет.

«Метод историй или последовательность ассоциаций»

Метод «крокирования». На каждое слово или словосочетание придумывается «крок» (изображение). Весь текст зарисовывается схематично. Используются схемы, наброски, зарисовки, чертежи, коллажи, мнемотаблицы

Работа по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов:
1 этап- рассматривание таблицы и разбор изображенных символов

2 этап- перекодирование информации из абстракции в образы

3 этап- пересказ учителя с опорой на символы, далее обучающимися совместно с учителем, потом самостоятельно

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

«Хозяйка»
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох!
(Ю.Тувим)

Каких этапов работы по заучиванию стихотворения мы придерживаемся?
учитель выразительно читает стихотворение;
сообщает, что это стихотворение ученик будет учить наизусть;
еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации;
задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для детей форме;
читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию;
ученик рассказывает все стихотворение с опорой на иллюстрацию (мнемотаблицу).

Мнемотаблица и схема к сказке «Курочка-Ряба»

Пересказ с помощью мнемотаблиц
 

На занятиях я также широко применяю мнемотренажеры, в которых представлены задания, разработанные с учетом современных методических тенденций коррекции и развитии памяти. Структура занятий учитывает специфические особенности мнестической деятельности детей, имеющими дефицитарное развитие памяти

улучшается память, внимательность, воображение, фантазия;
развивается речь;
увеличивается словарный запас;
представления об окружающем мире расширяются;
формируется наглядно-образное и абстрактное мышление;
информация легче запоминается;
ребенок учится выстраивать логические цепочки.

Преимущества использования мнемонических приемов: