В период обучения в Германии Ломоносов в течение двух лет систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым основу дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве.
В середине 40-х годов внимание М.В. Ломоносова привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты.
В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.
В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году.
Усть-рудицкая фабрика была передовым предприятием России XVIII века.
Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице.
На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.
Стекловаренные тигли усть-рудицкой фабрики Ломоносова
В течение многих лет Ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла, которое использовал для создания мозаик, в развитие искусства которых внес существенный вклад. Он создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику "Полтавская баталия".
В 1752 году Ломоносов пишет своему покровителю "Письмо о пользе стекла...":
Не право о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтят ниже минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше пользы в нём, не меньше в нём краса...
Затем мозаики Ломоносова становятся более многокрасочней и богаче.
Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" (1754 год) яркое тому подтверждение.
В Санкт-Петербурге смальтой декорированы несколько станций метрополитена, в частности станция Василеостровская, которая находится недалеко от того места где располагалась химическая лаборатория М.В. Ломоносова.
В Санкт-Петербурге смальтой декорированы несколько станций метрополитена, в частности станция Василеостровская, которая находится недалеко от того места где располагалась химическая лаборатория М.В. Ломоносова.
Разработана и внедрена в лабораторную практику подлинно научная методика экспериментального исследования с соблюдением строгого постоянства условий опытов, с точным учётом наблюдаемых явлений, с систематизированным хранением образцов и с ведением лабораторного журнала.
Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства.
Основные результаты труда Ломоносова
При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.
Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.
Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.
Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым.
Мозаичный портрет
П. И. Шувалова. Мастерская
М. Ломоносова.
1785. Эрмитаж
Использованные источники
1.http://www.lomonosovo.ru/biography/creation/mosaic/
2.http://lomonosov.org/lomonosov/lomonosov53.html
3 http://vvpb.shpl.ru/4pagevpb.html
4. http://rusmuseum.ru/
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://bugaeff.ru/novosti/lomonosov-ot-stekla-k-mozaike/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.