Великий иконописец
В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге.
Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.
На творчество Рублёва, безусловно, оказал влияние византиец Феофан Грек. Но духовное становление иконописца и развитие его мировоззрения происходило в согласии с идеями преподобного Сергия Радонежского.
Удивительно, что при всём скептическом отношении к религии в советские времена Андрей Рублёв ценился и почитался даже в СССР. Ему посвятили почтовую марку, а в 1960 году успешно прошла выставка, приуроченная к 600-летнему юбилею иконописца.
Первое упоминание
Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского.
«А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец.
По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.
Успенский собор во Владимире
В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.
Фрески в Успенском соборе
В Успенском соборе во Владимире сохранились фрески, созданные Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным и иными мастерами. В их числе фреска «Страшный суд», сюжет которой, запечетлённый другими творцами, мог бы испугать и привести в ужас простых людей. Но Андрей Рублёв мог наполнить теплотой и верой в справедливость и возможность стремления человека к духовности. «Страшный суд» не демонстрирует злость, страдание и разделение человечества на хороших и плохих. Композиция убеждает созерцающих в единстве, целостности мира и живущих в нём созданий.
Работы Рублева в Успенском соборе
Шествие праведных в рай Страшный суд. Апостолы
От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире— единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
В двадцатых годах пятнадцатого века Рублёв, вновь объединившись с Даниилом Чёрным, работал над росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В те времена Русь раздирали междоусобицы и людям было необходимо напомнить о возможности мирного сосуществования. Поэтому Андрей Рублёв старался отразить эту идею в своих работах, воодушевляя и обнадёживая зрителей.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.
Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.
Иконы Андрея Рублева
Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души.
Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека.
Спас Вседержитель
Благовещение
Архангел Михаил
Троица
Творение Рублёва, известное каждому – это «Троица». Все элементы иконы находятся в нерушимой гармонии, дополняя друг друга. В центре изображена чаша с головой тельца, а вокруг неё располагаются три ангела. Круг – это символ единства, а потому он передаёт мысль о единосущии лиц Пресвятой Троицы. В то же время символические атрибуты, располагающиеся на фоне: дом, дерево и гора – говорят об особенностях каждой из ипостасей. Как и на большинстве работ Рублёва, фигуры исполнены возвышенного созерцания. Так, мастер изображает беседу трёх ангелов, общение между которыми происходит без слов и лишних жестов. Андрею Рублёву удавалось заложить в икону философский смысл и основные идеи, не акцентируя внимание на мелочах и отказываясь от второстепенных деталей. В своей «Троице» мастер воплотил идеалы православия своего времени, раскрыв мысль о единстве, любви и самопожертвовании.
Последняя работа Андрея Рублева
Последней работой художника стали фрески Спасского собора Андроникова монастыря (1428-1430), от которых сохранились лишь фрагменты орнаментов. Рублев скончался 29 января 1430 г. и был погребен в этой обители около колокольни. Дата смерти была установлена архитектором и реставратором П. Д. Барановским по копии XVIII в. с надписи на утраченной надгробной плите. Благодаря Барановскому и Грабарю монастырь был спасен от окончательного разрушения и восстановлен. В 1947 г. Спасо-Андроников монастырь был наделен статусом заповедника, а с 1985 г. он является Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В 1993 г. археологические раскопки открыли миру старый престол Спасского собора с мощами, которые с большой долей вероятности могли принадлежать великому русскому мастеру.
Работы Рублева
Работы, где авторство Рублева бесспорно:
• часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (евангелисты и буквицы) (ок. 1395), (РГБ, Москва);• фрески Успенского собора во Владимире (1408);• три иконы из деисусного чина («Спас в силах» (ГТГ), «Иоанн Предтеча» (ГТГ), «Апостол Павел» (ГРМ) и одна – из Праздничного ряда («Вознесение») (ГТГ), иконостас Успенского собора во Владимире (1408);• икона «Святая Ветхозаветная Троица» (1425-1427) (ГТГ) из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря;• «Звенигородский чин» (иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел») (1410 – 1420) (ГТГ) из Успенского собора на Городке в Звенигороде;• фрагменты росписей (ок. 1427) Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Уцелели лишь два небольших фрагмента с орнаментальной росписью на откосах двух из трех алтарных окон. В северном, левом, окне на правом откосе сохранились пять орнаментированных медальонов; в южном, правом — шесть (четыре круга на левом откосе и два — в своде арки).Избранные работы, где авторство приписывается Рублеву (и/или его кругу):
• две иконы из деисуса («Великомученик Георгий» и «Великомученик Дмитрий Солунский») и семь из Праздничного ряда («Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение Лазаря», «Вход в Иерусалим») иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (происхождение – Симонов монастырь) (1410?);• иконы «Богоматерь Умиление Владимирская» (ВСМЗ), «Крещение» (ГРМ), «Воскрешение – Сошествие в ад» (ГТГ) (1408-1409) из Успенского собора во Владимире;• маленькая икона (18х16) «Спас в силах» (1410-1411) (ГТГ);• две иконы из деисусного чина («Апостол Петр», «Апостол Павел», «Дмитрий Солунский», «Архангел Гавриил») и одна из Праздничного чина («Крещение»), а также «Евхаристия» (СПМЗ) и Царские врата с изображением Благовещения и евангелистов (1425-1428) из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря;• икона «Иоанн Предтеча» (ок. 1425) (ЦМиАР) из Никольского Песношского монастыря около Дмитрова;• 14 фрагментов фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке в Звенигороде («Флор», «Лавр», «Варлаам и Иоасаф», «Явление ангела Пахомию» и др.) (ок. 1400);• фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода (преподобные отшельники Антоний Великий и Павел Фивейский) (1420 – 1430).
Список использованных источников
1. Что сохранилось от росписей Андрея Рублева в Спасском соборе? Режим доступа https://dzen.ru
2. Работы Андрея Рублева в Звенигороде. Режим доступа https://culture-art.ru
3. АНДРЕЙ РУБЛЁВ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА. Режим доступа https://allpainters.ru
4. Андрей Рублев. Режим доступа https://www.culture.ru
5. Творчество А.Рублева — новаторство, сюжеты, цветовая гамма. Режим доступа http://velikayakultura.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.