Презентация на тему "Андрей Рублев" для уроков ИЗО, МХК. внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Презентация на тему "Андрей Рублев" для уроков ИЗО, МХК. внеурочной деятельности

Оценка 4.6
pptx
14.03.2023
Презентация на тему "Андрей Рублев" для уроков ИЗО, МХК. внеурочной деятельности
А.Рублёв.pptx

А. Рублёв (Монументальная живопись, иконы, «Троица»)

А. Рублёв (Монументальная живопись, иконы, «Троица»)

А. Рублёв (Монументальная живопись, иконы, «Троица»)

Выполнил: Пономарёв Ю.В. СТХб-22-1
Руководитель: Аверьянова Т.А., к.п.н., доцент каф. ХОМ
Магнитогорск 2022

Великий иконописец

Великий иконописец

Великий иконописец

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге.
Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им – плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

На творчество Рублёва, безусловно, оказал влияние византиец

На творчество Рублёва, безусловно, оказал влияние византиец

На творчество Рублёва, безусловно, оказал влияние византиец Феофан Грек. Но духовное становление иконописца и развитие его мировоззрения происходило в согласии с идеями преподобного Сергия Радонежского.

Удивительно, что при всём скептическом отношении к религии в советские времена Андрей Рублёв ценился и почитался даже в СССР. Ему посвятили почтовую марку, а в 1960 году успешно прошла выставка, приуроченная к 600-летнему юбилею иконописца.

Первое упоминание Первое упоминание

Первое упоминание Первое упоминание

Первое упоминание

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. 
«А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец.
По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

Успенский собор во Владимире В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи»,

Успенский собор во Владимире В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи»,

Успенский собор во Владимире

В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.

Фрески в Успенском соборе В Успенском соборе во

Фрески в Успенском соборе В Успенском соборе во

Фрески в Успенском соборе

В Успенском соборе во Владимире сохранились фрески, созданные Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным и иными мастерами. В их числе фреска «Страшный суд», сюжет которой, запечетлённый другими творцами, мог бы испугать и привести в ужас простых людей. Но Андрей Рублёв мог наполнить теплотой и верой в справедливость и возможность стремления человека к духовности. «Страшный суд» не демонстрирует злость, страдание и разделение человечества на хороших и плохих. Композиция убеждает созерцающих в единстве, целостности мира и живущих в нём созданий.

Работы Рублева в Успенском соборе

Работы Рублева в Успенском соборе

Работы Рублева в Успенском соборе

Шествие праведных в рай Страшный суд. Апостолы

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире— единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

В двадцатых годах пятнадцатого века Рублёв, вновь объединившись с Даниилом Чёрным, работал над росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В те времена Русь раздирали междоусобицы и людям было необходимо напомнить о возможности мирного сосуществования. Поэтому Андрей Рублёв старался отразить эту идею в своих работах, воодушевляя и обнадёживая зрителей.

Работы Андрея Рублева в Звенигороде

Работы Андрея Рублева в Звенигороде

Работы Андрея Рублева в Звенигороде

Фрагменты композиции «Успение». Около 1417 Беседа Варлаама и царевича Иоасафа. Около 1417

Во время Куликовской битвы в 1380 году

Во время Куликовской битвы в 1380 году

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.

Иконы Андрея Рублева Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание

Иконы Андрея Рублева Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание

Иконы Андрея Рублева

Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души.

Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека.

Спас Вседержитель

Благовещение

Архангел Михаил

Троица Творение Рублёва, известное каждому – это «Троица»

Троица Творение Рублёва, известное каждому – это «Троица»

Троица

Творение Рублёва, известное каждому – это «Троица». Все элементы иконы находятся в нерушимой гармонии, дополняя друг друга. В центре изображена чаша с головой тельца, а вокруг неё располагаются три ангела. Круг – это символ единства, а потому он передаёт мысль о единосущии лиц Пресвятой Троицы. В то же время символические атрибуты, располагающиеся на фоне: дом, дерево и гора – говорят об особенностях каждой из ипостасей. Как и на большинстве работ Рублёва, фигуры исполнены возвышенного созерцания. Так, мастер изображает беседу трёх ангелов, общение между которыми происходит без слов и лишних жестов. Андрею Рублёву удавалось заложить в икону философский смысл и основные идеи, не акцентируя внимание на мелочах и отказываясь от второстепенных деталей. В своей «Троице» мастер воплотил идеалы православия своего времени, раскрыв мысль о единстве, любви и самопожертвовании.

Последняя работа Андрея Рублева

Последняя работа Андрея Рублева

Последняя работа Андрея Рублева

Последней работой художника стали фрески Спасского собора Андроникова монастыря (1428-1430), от которых сохранились лишь фрагменты орнаментов. Рублев скончался 29 января 1430 г. и был погребен в этой обители около колокольни. Дата смерти была установлена архитектором и реставратором П. Д. Барановским по копии XVIII в. с надписи на утраченной надгробной плите. Благодаря Барановскому и Грабарю монастырь был спасен от окончательного разрушения и восстановлен. В 1947 г. Спасо-Андроников монастырь был наделен статусом заповедника, а с 1985 г. он является Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В 1993 г. археологические раскопки открыли миру старый престол Спасского собора с мощами, которые с большой долей вероятности могли принадлежать великому русскому мастеру.

Работы Рублева Работы, где авторство

Работы Рублева Работы, где авторство

Работы Рублева

Работы, где авторство Рублева бесспорно:
• часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (евангелисты и буквицы) (ок. 1395), (РГБ, Москва); • фрески Успенского собора во Владимире (1408); • три иконы из деисусного чина («Спас в силах» (ГТГ), «Иоанн Предтеча» (ГТГ), «Апостол Павел» (ГРМ) и одна – из Праздничного ряда («Вознесение») (ГТГ), иконостас Успенского собора во Владимире (1408); • икона «Святая Ветхозаветная Троица» (1425-1427) (ГТГ) из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря; • «Звенигородский чин» (иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел») (1410 – 1420) (ГТГ) из Успенского собора на Городке в Звенигороде; • фрагменты росписей (ок. 1427) Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Уцелели лишь два небольших фрагмента с орнаментальной росписью на откосах двух из трех алтарных окон. В северном, левом, окне на правом откосе сохранились пять орнаментированных медальонов; в южном, правом — шесть (четыре круга на левом откосе и два — в своде арки). Избранные работы, где авторство приписывается Рублеву (и/или его кругу):
• две иконы из деисуса («Великомученик Георгий» и «Великомученик Дмитрий Солунский») и семь из Праздничного ряда («Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение Лазаря», «Вход в Иерусалим») иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (происхождение – Симонов монастырь) (1410?); • иконы «Богоматерь Умиление Владимирская» (ВСМЗ), «Крещение» (ГРМ), «Воскрешение – Сошествие в ад» (ГТГ) (1408-1409) из Успенского собора во Владимире; • маленькая икона (18х16) «Спас в силах» (1410-1411) (ГТГ); • две иконы из деисусного чина («Апостол Петр», «Апостол Павел», «Дмитрий Солунский», «Архангел Гавриил») и одна из Праздничного чина («Крещение»), а также «Евхаристия» (СПМЗ) и Царские врата с изображением Благовещения и евангелистов (1425-1428) из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря; • икона «Иоанн Предтеча» (ок. 1425) (ЦМиАР) из Никольского Песношского монастыря около Дмитрова; • 14 фрагментов фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке в Звенигороде («Флор», «Лавр», «Варлаам и Иоасаф», «Явление ангела Пахомию» и др.) (ок. 1400); • фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода (преподобные отшельники Антоний Великий и Павел Фивейский) (1420 – 1430).

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Список использованных источников

1. Что сохранилось от росписей Андрея Рублева в Спасском соборе? Режим доступа https://dzen.ru
2. Работы Андрея Рублева в Звенигороде. Режим доступа https://culture-art.ru
3. АНДРЕЙ РУБЛЁВ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА. Режим доступа https://allpainters.ru
4. Андрей Рублев. Режим доступа https://www.culture.ru
5. Творчество А.Рублева — новаторство, сюжеты, цветовая гамма. Режим доступа http://velikayakultura.ru

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023