Причины:
1. Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лудус», где велась физическая подготовка.
2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.
Легио́н - основная организационная единица в армии Древнего Рима.
Легион состоял из 5 - 6 тыс. (в более поздние периоды - до 8 тыс.) пехотинцев и нескольких сотен всадников. Каждый легион имел свой номер и название. По сохранившимся письменным источникам идентифицировано примерно 50 различных легионов, хотя считается, что их число в каждый исторический период не превышало двадцати восьми, но при необходимости оно могло быть увеличено.
Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях.
В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей.
Воины совершали марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления.
Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.
Царский период (VIII – VI вв. до н.э.)
Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.
Спортивные игры были связаны с родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою.
В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба.
По мере отмирания праздников, устраивавшихся союзом городов, стали устраиваться демонстрации военной силы.
Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палантином и Авентином получило название «цирк».
Период республики (VI – I вв. до н.э.)
Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подготовки.
Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занимались бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали.
Наряду с представлениями в цирках в III в. стали устраиваться поединки гладиаторов.
Гладиаторы - рабы, проходившие подготовку в специальных школах.
Фракийцы – гладиаторы, применявшие в боях короткий меч и маленький круглый щит.
Самниты – гладиаторы, применявшие в боях длинный прямой меч и большой прямоугольный щит.
Ретиарии – гладиаторы, применявшие в боях сеть и трезубец.
Бестиариями - гладиаторы, сражающиеся с дикими животными, назывались.
Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методыподготовки и постоянная боязнь смерти не раз приводила гладиаторов к восстанию.
В этот период бои гладиаторовбыли самыми жестокими, то именно в этот период прозошло восстание Спартака.
Императорский период (71 г до н.э. – 476 г н.э.)
Физическая культура из средств военных баталий превратилась в предмет «заботы» императорской власти.
Императоры строили громадные купальни, посреди которых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тяжести, играть в мяч и настольные игры.
Термы (Римские бани) представляли собой комплекс зданий, в которых размещались аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр.
Помещения для купания состояли из трех залов с бассейнами:
фригидарий - с холодной водой;
кальдарий - с горячей водой;
тепидарий - с теплой водой
Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигала 175 дней в году.
Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями.
Амфитеа́тр - древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю.
Для того чтобы сделать народные зрелища разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
2. Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх
Появившись в царский период, «цирк» особо развился в период республики.
Цирковые представления стали более жестокими. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики.
Бои гладиаторов времен республики были намного жестче, чем во времена империи. Большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные преступники и т.д.
Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний.
1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты боец.
2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше.
3. Согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязательную смерть. После определенного количества боев гладиатор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и если он был рабом, он получал свободу.
Почему же популярность поединков гладиаторов вы-теснила в период республики театральные и цирковыепредставления?
Поединки оказывали огромное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью чужой пролитой крови они могут покончить с губительной властью покойных. Поединок должен был означать, что народ также привлекается к оправданию публичного правосудия над осужденными и мошенниками. Захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах, а также приучали юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.
В императорский период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы пользовались огромной популярностью. Зрители одаривали любимцев дорогими подарками. Сам император не раз дарил дорогой кубок, наполненный золотыми монетами отличившимся. А император Нерон подарил одному из победителей дворец и землю.
Иная участь была у побежденных. Служители амфитеатра подбегали к поверженным, постукивали их молотками по лбу, и не найдя в них ни малейших признаков жизни, крючками выволакивали с арены, затем наспех переворачивали окровавленный песок, посыпали арену свежим, и под приветственные крики толпы на арену выходила новая пара.
3. Физическая подготовка в гладиаторских школах
Профессиональные гладиаторы обучались в специальных школах. Вплоть до конца существования Римской республики открытие и содержание таких школ было частным делом любителей.
Первая из известных школ была открыта в Капуе, и этот город долгое время оставался центром подготовки гладиаторов для всей страны. Впоследствии подобные школы возникли в Риме, Помпеях, Пренесте.
Раскопки Помпейской школы позволяют видеть около сотни маленьких комнатушек без окон, выходивших во внутренний двор, где целый день шли занятия. Жили гладиаторы по двое в голых каморках размером 3 – 4 м2.
Руины самой большой из известных гладиаторских школ были обнаружены итальянскими археологами при раскопках Рима. В древности она так и называлась – «Большая школа», при ней имелась собственная арена с ложей для императора и множеством мест для его гостей и друзей.
Считалось очень почетным получить приглашение на тренировки императорских гладиаторов. Сама казарма, где жили ученики, была разделена на хорошо изолированные помещения – отдельные хранилища для разных видов вооружения. Большая школа готовила до 2000 гладиаторов в год.
Занятия в школах проходили следующим образом: начинающие под присмотром тренеров сражались на палках и деревянных мечах, затем переходили на тупое оружие и лишь после этого к тренировкам по правилам настоящей арены.
Таким образом,
Физическая культура в Древнем Риме зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений. В эпоху республики превратилась в арену политической борьбы. Стала фактором, с помощью которого можно было разобщить народные массы, столкнуть их между собой, т.е. служила своего рода буфером между рабами и господствующими классами. В начале эпохи в качестве одной из разновидностей народных зрелищ помогала создавать божественный культ императоров. В конце эпохи империи существовала как средство наживы, а затем снова стала ареной политической борьбы. Центральная власть – предвестник феодального общественного строя – положила конец физической культуре как одному из институтов, который уже не способствовал укреплению власти, а представлял для нее определенную опасность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.