ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – это совокупность биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ – это педагогический процесс формирования определённых совокупностей биологических свойств человека, выражающих его физическую готовность к активному труду и защите Родины.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это относительно устойчивые врождённые и приобретённые функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Гетрохронность (разновремённость)
Этапность
Фазность
Перенос в развитии способностей
Сила и силовые способности
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности:
- собственно-силовые,
- скоростно-силовые,
- силовая выносливость.
Факторы, влияющие на развитие силы
1. Личностно-психические (психическое состоя-ние, установка, готовность к интенсивному мышечному напряжению).
2. Центрально-нервные (сила нервных импуль-сов, мышечная координация, способность к напряжению и расслаблению).
3. Собственно-силовые (физиологический попе-речник мышц, масса мышц, сократительное свойство мышц, окислительная способность).
Средства и методы развития силы
В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения классифицируют:
упражнения с внешним сопротивлением (отягощением);
упражнения, ограниченные весом собственного тела.
В зависимости от избирательного воздействия силовые упражнения классифицируют:
1. глобальные;
2. региональные;
3. локальные.
В зависимости от характера воздействия сопротивления:
1. динамические (преодолевающего
и уступающего характера);
2. статические;
3. стато-динамические.
С позиций направленного воздействия силовые упражнения классифицируют:
1. общеподготовительные;
2. специально-подготовительные.
Прирост мышечной силы существенно зависит от методов её развития:
метод максимальных усилий;
2. метод повторных (динамических)
усилий;
3. метод изокинетических
(статических) напряжений;
4. метод статодинамических усилий;
5. метод круговой тренировки.
Быстрота и виды её проявления
Быстрота – это способность человека
совершать двигательное действие в минималь-
ный для данных условий отрезок времени.
Виды скоростных способностей:
Латентное время (скрытый период) двигательной реакции;
Частота движений (темп);
Скорость одиночного движения.
Быстрота двигательной реакции – это быстрота ответа человека на какой-либо сигнал; представляет собой сенсомоторную реакцию.
Простая реакция – это ответ заранее известным действием на известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
Сложная реакция – разделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект; это один из компонентов спортивной тренировки.
Факторы, влияющие на развитие быстроты
Подвижность нервных импульсов и эффективность нервно-мышечной координации;
Быстрота протекания нервных импульсов в прямой и обратной связи (сократительная способность мышц);
Содержание АТФ в мышцах (окислительные процессы);
Личностно-психические факторы (мотивация, воля, эмоции, темперамент;
Наследственность;
Другие физические качества (сила, гибкость, выносливость, техничность).
Средства развития быстроты
Упражнения комплексного воздействия:
- спортивные и подвижные игры;
- единоборства;
- полосы препятствий и эстафеты.
2. Упражнения, направленные на отдельные компоненты скоростных способностей:
- быстрота реакции;
- скорость одиночного движения;
- улучшение частоты движений;
- улучшение стартовой скорости;
- скоростная выносливость;
- быстрота выполнения последовательных двигательных действий в
целом (бега, плавания, ведения мяча и др.).
3. Сопряжённые упражнения:
- упражнения сопряжённого воздействия на скоростные и все другие
способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные,
скоростные и выносливость);
- упражнения сопряжённого воздействия на скоростные способности и
совершенствование двигательных действий.
Методы развития быстроты
Метод повторного упражнения;
Метод аналитического подхода;
Сенсомоторная методика.
На фоне утомления
быстрота не воспитывается!
Скоростно-силовые способности – это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений (проявление «взрывной силы», проявление силы в условиях быстрых движений).
Общие скоростно-силовые способности (естественные движения);
Специальные скоростно-силовые способности (уровень их развития в специальных упражнениях).
Как разновидность скоростно-силовых качеств выделяют:
- амортизационную силу;
- прыгучесть;
- прыжковую выносливость.
Гибкость и её формы
Гибкость – это способность человека выполнять
движения с большой амплитудой
(связана с подвижностью позвоночного
столба и суставов всего тела).
Факторы, влияющие на развитие гибкости:
Анатомическое строение сустава.
Эластичность связок и мышц.
Температурные условия внешней среды.
Эмоциональное состояние (степень утомления).
Способность сочетать напряжение и расслабление мышц.
Возраст и телосложение.
Формы гибкости
Активная – характеризуется максимальной величиной амплитуды
движений при самостоятельном выполнении
упражнения, благодаря своим мышечным усилиям.
Пассивная – характеризуется максимальной величиной амплитуды
движений, достигаемых при действии внешних сил.
«Резервная растяжимость» или «запас гибкости» - это
разница между показателями активной и пассивной гибкости.
Средства развития гибкости:
Методика развития гибкости
Этапы развития гибкости:
Нагрузка:
Позвоночник | 50-60 дней |
Плечевой сустав | 25-30 дней |
Локтевой сустав | 20-25 дней |
Лучезапястный сустав | 25-30 дней |
Тазобедренный сустав | 60-120 дней |
Коленный сустав | 25-30 дней |
Голеностопный сустав |
Ловкость и координационные способности
Ловкость – это качество управления движение,
обеспечивающее правильное, быстрое,
рациональное и находчивое решение
двигательной задачи.
Характеристики ловкости:
1. Способность быстро и прочно овладевать навыками, сложнокоординационными движениями (способность быстро обучаться);
2. Способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапными изменениями обстановки.
Виды координационных способностей:
Специальные КС:
2. Специфические КС:
Различают
элементарные и сложные координационные способности.
Физиологической основой координационных способностей являются
подвижность и динамичность
нервных процессов.
Методы развития
координационных способностей:
Пути развития
координационных способностей:
Средства развития
координационных способностей:
Методические приёмы
развития координационных способностей:
Выносливость и её виды
Выносливость –
это способность человека проявлять индивидуальные свойства, позволяющие ему противостоять утомлению в процессе деятельности,
не снижая эффективности работы, её
количественных и качественных
показателей.
Факторы, влияющие
на развитие выносливости:
Виды выносливости
Общая и специальная;
Скоростная и силовая;
Координационная;
Статическая и динамическая;
Локальная, региональная и глобальная;
Сердечно-сосудистая и мышечная;
Эмоциональная;
Игровая;
Дистанционная;
Прыжковая и другие.
Общая выносливость –
способность в течение продолжительного
времени выполнять работу, вовлекающую
в действие многие мышечные группы и
предъявляющую высокие требования к
сердечно-сосудистой и дыхательной
системам организма.
Специальная выносливость –
способность, проявляющаяся при
длительном выполнении специальных
упражнений с мощностью нагрузки,
близкой или равной соревновательной.
Общая Специальная
Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.
Физиологическая основа выносливости:
Общей Специальной
аэробные - возможность нервно- мышечного
возможности аппарата,
человека - быстрота расходования ресурсов
мышечных источников энергии,
- техника владения двигательным
действием,
- уровень развития других
двигательных способностей.
Скоростная - выносливость, требующая удерживать
интенсивность работы на максимальном
уровне (темп, скорость).
Силовая - способность противостоять утомлению в
мышечной работе, требующей
значительных силовых напряжений.
Координационная - способность противостоять
утомлению в двигательной деятельности,
предъявляющей повышенные
требования к координационным
способностям человека.
Статическая – способность к непрерывному, длитель-
ному поддержанию мышечных усилий
при изометрическом выполнении работы.
Развитие выносливости –
это развитие биохимических процессов,
способствующих более длительному
выполнению работы, а также устойчивости
нервной системы к возбуждению большой
интенсивности.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга!
Показатели выносливости:
Время работы, без снижения заданного уровня эффективности;
Время предельно возможного выполнения работы до отказа;
Минимальное время преодоления дистанции;
Общая протяжённость дистанции, которую удаётся преодолеть за заданное время;
Суммарное число повторений в заданное время в сериях ациклических упражнений (многоскоки);
Стабильность правильной техники выполнения упражнения (движения);
Состояние функциональных возможностей организма, ограничивающих проявление выносливости (кислородный долг, поперечник мышц, умение дышать и др.).
Средства и методы
развития выносливости
Методика развития выносливости:
Средства развития выносливости:
Измерение физических качеств
I. Измерение силы
Контрольные упражнения (тесты)
Прямой Косвенный
вид контроля: вид контроля:
II. Измерение быстроты
3. Измерение частоты движений:
- темпинг-тест.
4. Измерение быстроты:
- преодоление контрольных дистанций в беге,
плавании, в беге на коньках и др.
5. Измерение скоростно-силовых качеств:
- прыжковые упражнения (прыжок в длину с
места, прыжок в высоту с места, прыжок в
глубину с места, многоскоки);
- метательные упражнения (бросок набивного
мяча двумя руками из-за головы, толкание
ядра, метание диска, гранаты, копья).
III. Измерение гибкости
Тесты для измерения гибкости:
IV. Измерение координационных способностей
V. Измерение выносливости
Способы измерения:
Прямой Косвенный
Выполнение задания Время преодоления
с заданной интенсив- какой-либо достаточно
ностью (наиболее длинной дистанции
(объективен) (1000м, 2000м, 10000м)
или временной тест
(6-мин бег, 12-мин бег)
для оценки расстояния,
преодолённого за данное
время (тесты Купера)
Группы тестов :
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.