Презентация на тему "Физические качества"

  • ppt
  • 06.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физические качества.ppt

Развитие
физических
качеств:
основные понятия
и классификация

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – это совокупность биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ – это педагогический процесс формирования определённых совокупностей биологических свойств человека, выражающих его физическую готовность к активному труду и защите Родины.

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это относительно устойчивые врождённые и приобретённые функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия.

СИЛА

БЫСТРОТА

ВЫНОСЛИВОСТЬ

ГИБКОСТЬ

ЛОВКОСТЬ

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

девочки

мальчики

девочки и
мальчики

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Гетрохронность (разновремённость)

Этапность

Фазность

Перенос в развитии способностей

Характеристика
физических
качеств

Сила и силовые способности

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности:
- собственно-силовые,
- скоростно-силовые,
- силовая выносливость.

Факторы, влияющие на развитие силы

1. Личностно-психические (психическое состоя-ние, установка, готовность к интенсивному мышечному напряжению).

2. Центрально-нервные (сила нервных импуль-сов, мышечная координация, способность к напряжению и расслаблению).

3. Собственно-силовые (физиологический попе-речник мышц, масса мышц, сократительное свойство мышц, окислительная способность).

Средства и методы развития силы

В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения классифицируют:
упражнения с внешним сопротивлением (отягощением);
упражнения, ограниченные весом собственного тела.
В зависимости от избирательного воздействия силовые упражнения классифицируют:
1. глобальные;
2. региональные;
3. локальные.

В зависимости от характера воздействия сопротивления:
1. динамические (преодолевающего
и уступающего характера);
2. статические;
3. стато-динамические.

С позиций направленного воздействия силовые упражнения классифицируют:
1. общеподготовительные;
2. специально-подготовительные.

Прирост мышечной силы существенно зависит от методов её развития:

метод максимальных усилий;

2. метод повторных (динамических)
усилий;

3. метод изокинетических
(статических) напряжений;

4. метод статодинамических усилий;

5. метод круговой тренировки.

Быстрота и виды её проявления

Быстрота – это способность человека
совершать двигательное действие в минималь-
ный для данных условий отрезок времени.

Виды скоростных способностей:
Латентное время (скрытый период) двигательной реакции;
Частота движений (темп);
Скорость одиночного движения.

Быстрота двигательной реакции – это быстрота ответа человека на какой-либо сигнал; представляет собой сенсомоторную реакцию.

Простая реакция – это ответ заранее известным действием на известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).

Сложная реакция – разделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект; это один из компонентов спортивной тренировки.

Факторы, влияющие на развитие быстроты

Подвижность нервных импульсов и эффективность нервно-мышечной координации;
Быстрота протекания нервных импульсов в прямой и обратной связи (сократительная способность мышц);
Содержание АТФ в мышцах (окислительные процессы);
Личностно-психические факторы (мотивация, воля, эмоции, темперамент;
Наследственность;
Другие физические качества (сила, гибкость, выносливость, техничность).

Средства развития быстроты

Упражнения комплексного воздействия:
- спортивные и подвижные игры;
- единоборства;
- полосы препятствий и эстафеты.

2. Упражнения, направленные на отдельные компоненты скоростных способностей:

- быстрота реакции;
- скорость одиночного движения;
- улучшение частоты движений;
- улучшение стартовой скорости;
- скоростная выносливость;
- быстрота выполнения последовательных двигательных действий в
целом (бега, плавания, ведения мяча и др.).

3. Сопряжённые упражнения:
- упражнения сопряжённого воздействия на скоростные и все другие
способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные,
скоростные и выносливость);
- упражнения сопряжённого воздействия на скоростные способности и
совершенствование двигательных действий.

Методы развития быстроты

Метод повторного упражнения;
Метод аналитического подхода;
Сенсомоторная методика.

На фоне утомления
быстрота не воспитывается!

Скоростно-силовые способности – это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений (проявление «взрывной силы», проявление силы в условиях быстрых движений).

Общие скоростно-силовые способности (естественные движения);
Специальные скоростно-силовые способности (уровень их развития в специальных упражнениях).

Как разновидность скоростно-силовых качеств выделяют:
- амортизационную силу;
- прыгучесть;
- прыжковую выносливость.

Гибкость и её формы

Гибкость – это способность человека выполнять
движения с большой амплитудой
(связана с подвижностью позвоночного
столба и суставов всего тела).

Факторы, влияющие на развитие гибкости:
Анатомическое строение сустава.
Эластичность связок и мышц.
Температурные условия внешней среды.
Эмоциональное состояние (степень утомления).
Способность сочетать напряжение и расслабление мышц.
Возраст и телосложение.

Формы гибкости

Активная – характеризуется максимальной величиной амплитуды
движений при самостоятельном выполнении
упражнения, благодаря своим мышечным усилиям.
Пассивная – характеризуется максимальной величиной амплитуды
движений, достигаемых при действии внешних сил.

«Резервная растяжимость» или «запас гибкости» - это
разница между показателями активной и пассивной гибкости.

Средства развития гибкости:
1. Физические упражнения на растягивание:
- динамические с предельной амплитудой;
- статические (стретчинг, каланетик).
2. Гигиенические факторы (массаж, горячая ванна).
3. Естественные силы природы.

Методика развития гибкости

Этапы развития гибкости:
Суставная гимнастика (проработка всех суставов).
Специализированное развитие подвижности в суставах.
Поддержание подвижности в суставах на достигнутом уровне.
Следует помнить!
Развитие гибкости не должно нарушать спортивной специализации и приводить к нарушению осанки!

Основные методы развития гибкости:
Повторный.
Непрерывный.
Круговой.
Сопряжённый.

Нагрузка:
Динамические упражнения – 40-60 повторений.
Статические упражнения – 30-40 секунд.

Время, необходимое для развития пассивной подвижности в суставах до 90%от уровня анатомической гибкости:

Позвоночник

50-60 дней

Плечевой сустав

25-30 дней

Локтевой сустав

20-25 дней

Лучезапястный сустав

25-30 дней

Тазобедренный сустав

60-120 дней

Коленный сустав

25-30 дней

Голеностопный сустав

Ловкость и координационные способности

Ловкость – это качество управления движение,
обеспечивающее правильное, быстрое,
рациональное и находчивое решение
двигательной задачи.

Характеристики ловкости:
1. Способность быстро и прочно овладевать навыками, сложнокоординационными движениями (способность быстро обучаться);
2. Способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапными изменениями обстановки.

Виды координационных способностей:

Специальные КС:
- в циклических (ходьба, бег, плавание) и
ациклических действиях (прыжки, метания);
- в пространственной ориентации частями тела
(акробатика);
- в движениях перемещения вещей в пространстве;
- в метательных движениях на силу, дальность,
меткость;
- в прицеливании;
- в подражательных и копирующих движениях;
- в атакующих и защитных действиях единоборств,
подвижных и спортивных игр.

2. Специфические КС:
- способность к точности воспроизведения и оценки
пространственных, временных и силовых
параметров движений;
- равновесие;
- ритм;
- быстрое реагирование;
- ориентация в пространстве;
- быстрая перестройка двигательной деятельности;
- расслабление и вестибулярная устойчивость.

3. Общие КС:
- являются обобщением и результатом развития
некоторых специальных и специфических КС.


Различают
элементарные и сложные координационные способности.

Физиологической основой координационных способностей являются
подвижность и динамичность
нервных процессов.

Методы развития
координационных способностей:


1. Повторный метод;
2. Переменный метод;
3. Круговая тренировка;
4. Игровой метод;
5. Соревновательный метод.

Пути развития
координационных способностей:

1. Овладение любыми упражнениями при условии,
что они имеют элементы новизны;
2. Увеличение координационной трудности
упражнения;
3. Борьба с нерациональным мышечным
напряжением, т.к. умение проявлять ловкость во
многом зависит от умения расслаблять мышцы в
необходимый момент;
4. Повышение способности поддерживать
равновесие тела.

Средства развития
координационных способностей:

1. Упражнения комплексного воздействия и
совершенствования КС;
2. Упражнения для дифференцировки
мышечных усилий;
3. Упражнения для дифференцировки
движений в пространстве;
4. Упражнения для дифференцировки
движений во времени;

Методические приёмы
развития координационных способностей:
Изменение направление движения;
Изменение силовых компонентов;
Изменение скорости и темпа движений;
Изменение ритма движений;
Изменение исходных и конечных положений;
Изменение пространственных границ;
Усложнение привычного действия добавочным движением;
Зеркальное выполнение упражнений;
Комбинированные двигательные действия;
Выполнение освоенных двигательных действий после «раздражения» вестибулярного аппарата;
Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действия;
Совершенствование техники на фоне утомления и без зрительного контроля.

Выносливость и её виды

Выносливость
это способность человека проявлять индивидуальные свойства, позволяющие ему противостоять утомлению в процессе деятельности,
не снижая эффективности работы, её
количественных и качественных
показателей.

Факторы, влияющие
на развитие выносливости:

Личностно-психологические (мотивация, устойчивость, воля, установка на результат);
Биоэнергетические (энергоресурсы организма, функциональные возможности);
Физиологические (функциональная устойчивость);
Функционально-педагогические (техническая отлаженность действий и рациональность распределения сил в процессе работы);
Возрастные периоды (оптимальный возраст 25-30 лет, снижается после 40 лет)

Виды выносливости

Общая и специальная;
Скоростная и силовая;
Координационная;
Статическая и динамическая;
Локальная, региональная и глобальная;
Сердечно-сосудистая и мышечная;
Эмоциональная;
Игровая;
Дистанционная;
Прыжковая и другие.

Общая выносливость
способность в течение продолжительного
времени выполнять работу, вовлекающую
в действие многие мышечные группы и
предъявляющую высокие требования к
сердечно-сосудистой и дыхательной
системам организма.
Специальная выносливость
способность, проявляющаяся при
длительном выполнении специальных
упражнений с мощностью нагрузки,
близкой или равной соревновательной.

Общая Специальная


тотальная, - скоростная,
или - силовая,
глобальная. - координационная,
- статическая,
- прыжковая,
- игровая,
- эмоциональная,
- и др.

Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Физиологическая основа выносливости:
Общей Специальной

аэробные - возможность нервно- мышечного
возможности аппарата,
человека - быстрота расходования ресурсов
мышечных источников энергии,
- техника владения двигательным
действием,
- уровень развития других
двигательных способностей.

Скоростная - выносливость, требующая удерживать
интенсивность работы на максимальном
уровне (темп, скорость).
Силовая - способность противостоять утомлению в
мышечной работе, требующей
значительных силовых напряжений.
Координационная - способность противостоять
утомлению в двигательной деятельности,
предъявляющей повышенные
требования к координационным
способностям человека.
Статическая – способность к непрерывному, длитель-
ному поддержанию мышечных усилий
при изометрическом выполнении работы.

Развитие выносливости –
это развитие биохимических процессов,
способствующих более длительному
выполнению работы, а также устойчивости
нервной системы к возбуждению большой
интенсивности.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга!

Показатели выносливости:

Время работы, без снижения заданного уровня эффективности;
Время предельно возможного выполнения работы до отказа;
Минимальное время преодоления дистанции;
Общая протяжённость дистанции, которую удаётся преодолеть за заданное время;
Суммарное число повторений в заданное время в сериях ациклических упражнений (многоскоки);
Стабильность правильной техники выполнения упражнения (движения);
Состояние функциональных возможностей организма, ограничивающих проявление выносливости (кислородный долг, поперечник мышц, умение дышать и др.).

Средства и методы
развития выносливости

Методика развития выносливости:

Метод непрерывного (слитного) упражнения.
Повторный метод.
Круговая тренировка.
Игровой метод.
Соревновательный метод.

Средства развития выносливости:

Циклические упражнения умеренной, большой и переменной интенсивности.
Дыхательные упражнения.
Гиповентиляционная тренировка.
Непрерывные упражнения:
- с субкритической скоростью, 1 км за 5-7 мин.
- с критической скоростью, 1 км за 3-4 мин.

Измерение физических качеств

I. Измерение силы
Первый способ: измерение силы с
помощью динамометров
(кистевых и становых).
Второй способ: оценка силовых
способностей с помощью
тестов (контрольных
упражнений).

Контрольные упражнения (тесты)


Прямой Косвенный
вид контроля: вид контроля:
сила определяется по сила определяется
наибольшему весу по результату выполнения
(жим штанги лёжа, упражнения (число
приседания со штангой подтягиваний или
и т.п.) отжиманий, дальность
бросков, метаний или
прыжков)

II. Измерение быстроты

Измерение быстроты реакции на сигнал:
- реакциомер;
- гимнастическая палка;
- специальная биомеханическая аппаратура,
стенды, тренажёры.
2. Измерение одиночного движения:
- электро- и миллисекундомер;
- время выполнения определённого числа
выпрыгиваний, приседаний и др. и делённое
на это число;

3. Измерение частоты движений:
- темпинг-тест.
4. Измерение быстроты:
- преодоление контрольных дистанций в беге,
плавании, в беге на коньках и др.
5. Измерение скоростно-силовых качеств:
- прыжковые упражнения (прыжок в длину с
места, прыжок в высоту с места, прыжок в
глубину с места, многоскоки);
- метательные упражнения (бросок набивного
мяча двумя руками из-за головы, толкание
ядра, метание диска, гранаты, копья).

III. Измерение гибкости

Для оценки уровня гибкости
используют как инструментальные
методики (например, гониометрия
измерение углов сгибания или
разгибания в суставах), так и
тестирование.

Тесты для измерения гибкости:
Отведение плеч назад до соприкосновения внутренних краёв лопаток;
Выкрут с хватом прямыми руками за палку;
Глубокий наклон вперёд из
основной стойки;
Наклон вперёд из положения
сидя на полу;
5. Мост, продольный и поперечный шпагат.

IV. Измерение координационных способностей

Проба Ромберга (оценка вестибулярного аппарата);
Челночный бег 3х10м (время преодоления – абсолютный показатель, время 3х10м-время 30м – относительный показатель);
Три кувырка вперёд;
Метание мяча на дальность и точность;
Ведение б/б мяча с обведением стоек;
Бег «ёлочкой».

V. Измерение выносливости
Способы измерения:

Прямой Косвенный
Выполнение задания Время преодоления
с заданной интенсив- какой-либо достаточно
ностью (наиболее длинной дистанции
(объективен) (1000м, 2000м, 10000м)
или временной тест
(6-мин бег, 12-мин бег)
для оценки расстояния,
преодолённого за данное
время (тесты Купера)

Группы тестов :
Неспецифические (оценивают общую работоспособность организма):
- бег на тредбане;
- степ-тест;
- велоэргометрия.
2. Специфические (измеряют выносливость при выполнении определённой двигательной деятельности):
- в беге на лыжах, марафоне, плавании;
- в спортивных играх и единоборствах;
- в тяжёлой атлетике и гимнастике и др.