Живопись
Как и современное искусство, современная живопись в нынешнем своем виде сформировалась в 60-70-е гг XX века. Шли поиски альтернатив модернизму, часто вводились и противоположные ему принципы. Французские философы ввели термин "постмодернизм", и к этому течению присоединились многие художники.
Самыми заметными явлениями искусства 60-70х стали концептуальное искусство и минимализм. В 70е и 80е люди словно устали от концептуального искусства и понемногу вернулись к изобразительности, цвету и фигуративности. В середине 80х происходит подъем движений, использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, а также нео-поп. Расцветает фотография — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На живописный арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — интернет
Работа из собрания Виктора Бондаренко
Актуальное искусство
В России 90-х существовал термин «актуальное искусство», который, хотя и схож с термином "современное искусство", но не тождественен ему. Под ним подразумевалось новаторство в современном искусстве в идеях и технических средствах. Оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Во многом актуальному искусству приписывались черты авангардизма, то есть новаторство, радикальность, новые техники и приемы.
Работы из собрания Виктора Бондаренко
Валерий Кошляков «Набережная»
Дубосарский-Виноградов
«Земля-чемпион»
Абстракционизм
Абстракционизм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Михаил Ларионов «Красный лучизм»
Василий Кандинский «Зершёнесбильд»
Малевич Казимир «Точильщик»
Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в живописи 20 века, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Кубизм
Пикассо «Авиньонские девицы»
Хуан Грис «Гроздья винограда»
Фернан Леже «Строители»
Хуан Грис «Завтрак»
Сюрреализм
Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм) — новое направление в живописи, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Сальвадор Дали «Искушение святого Антония»
Макс Эрнст «Ангел очага или триумф сюрреализма»
Рене Магритт
«Сын человеческий»
Войтек Сьюдмак «Мир грёз и иллюзий»
Модерн
Моде́рн (от фр. moderne — современный) или ар-нуво (фр. art nouveau, буквально "новое искусство") — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Альфонс Муха «Танец»
Михаил Врубель
"Царевна-Лебедь"
А. Н. Бенуа «Маскарад при Людовике XIV»
Михаил Врубель «Жемчужина»
Оптическое искусство
Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство) – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Оп-арт. стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации.
Яков Агам «Новый пейзаж»
Йозеф Альберс «Фабрика А»
Бриджет Райли «Большой голубой»
Литература
Первая половина XX века - изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм XX века вступает в новую стадию, которая называется «авангардизмом». Но самым ярким направлением становится реализм. Наряду с классическими формами реализма, в XX в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Реализм 20 века отличается тем, что использует ранее несовместимые приемы. В литературе складывается я-концепция человека. Диапазон концепции расширяется на протяжении всего столетия.
Основные темы – тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, проблемы духовного и этического.
Максим Горький
Иван Бунин
Александр Куприн
Лев Толстой
Особенности реализма XX века – отказ от приоритетности принципа подражания. Реализм стал использовать приемы апосредованного познания мира. В XIX в. использовали описательную форму, в XX веке – аналитические исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск, фантастическое и условное моделирование. Реализм XXвека стал активно использовать многие модернистические приемы – поток сознания, суггестивность, абсурд.
Появились новые имена: А. Блок, В. Маяковский, Н. Гумилев, С. Есенин, А. Белый, М. Цветаева, А. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ахматова.
Зарубежные писатели ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Бертольт Брехт, Томас Манн, Франц Кафка.
Эрнест Хэмингуэй
Александр Блок
Франц Кафка
Марина Цветаева
Кинематограф
Кинематограф как вид искусства отличается от других своей синтетичностью. В нем синтезированы эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Популярность кинематографа заключается в свойственной только ему совокупности и многообразию выразительных средств. Кино, зародившись на рубеже XIX - XX вв., возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность и развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в. Киноискусство исторически подразделяется на виды. В нем сложились четыре основных вида:
1) Художественный (игровой) кинематограф, воплощающий средствами исполнительского творчества замысел кинодраматического произведения, или адаптированного произведения поэзии или прозы.
2) Документальный, являющийся особым видом образной публицистики. кинематограф искусство художественный документальный
3) Мультипликация или анимация, "одушевляющая" графические или кукольные персонажи (людей, животных, растения, вещи, даже стихии).
4) Научно-популярный кинематограф, использующий средства всех трех жанров для пропаганды знаний.
Первые десятилетия после своего возникновения кино как вид искусства лишь завоевывало свою популярность. В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время создаются шедевры раннего, пока еще немого кино- "Броненосец Потемкин" С. Эйзенштейна, "Большой парад" К Видора с Ч. Чаплином, "Алчность" Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время. Третье десятилетие XX в входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы - экранизации бродвейских мюзиклов - в тот период очень популярны. Но создаются и настоящие произведения искусства: "Новые времена" Ч. Чаплина, "Гроздья гнева" Дж. Форда, "Хлеб наш насущный" К- Видора.
«Броненосец Потемкин»
«Большой парад»
«Новые времена»
«Гроздья гнева»
В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино "Веселые ребята", "Волга-Волга" и "Цирк" Г. Александрова, "Чапаев" братьев Васильевых и др. В послевоенный период кинематографический мир потрясли ленты итальянских мастеров неореализма: Л. Висконти, В. де Сика, Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони и др. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской аудитории, и по комплексу выразительных средств.
«Весёлые ребята»
«Волга-Волга»
«Чапаев»
Театр
Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль.
В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые , противоречивые течения, которые назовут модернистскими.
На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция).
Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.
Созвездие композиторов венчало музыкальное искусство России. М.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и И.Ф. Стравинский вошли в ряд выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. В театрах ставилась опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, проходили премьеры 7-й и 8-й симфоний Глазунова, «Божественной поэмы», «Поэмы экстаза», «Прометея» Скрябина и др.
Музыка и театр развивались бурно и разнообразно, гармонично и наступательно. Однако слушали музыку и смотрели спектакли немногие: в массе своей народ был еще далек от этих видов культуры.
Опера «Золотой петушок»
Спектакль «Три сестры»
Опера «Садко»
Опера «Царская невеста»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.