Презентация на тему: "Методические принципы физического воспитания"

  • ppt
  • 27.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические принципы физического воспитания.ppt

1

Методические принципы физического воспитания

Сознательности и активности
Наглядности
Доступности и индивидуализации
Систематичности
Прогрессирования (динамичности)

2

1. Принцип сознательности и активности

Сознательность представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность

3

1. Принцип сознательности и активности

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

4

1. Принцип сознательности и активности

Назначение принципа:
сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

5

При формировании сознательного отношения к занятию необходимо предусмотреть следующее:

1. Сообщать занимающимся в доступной для них форме знания о физической культуре и спорте.
2. Всегда ставить перед занимающимися не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования.

6

3. Формировать и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности.
4. Формировать у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
5. Развивать способность критически относится к своим успехам и неудачам стимулировать потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности.

7

6. Применять специальные методы и методические приемы обучения, способствующие более активному включению в этот процесс сознания обучаемых. К ним можно отнести:
– идеомоторную тренировку;
– последовательная концентрация внимания на основных элементах техники физического упражнения;
– анализ выполняемых действий на основе получаемых ощущений, особенно мышечных;
– словесный отчет о выполненном действии;

8

Существенную роль в повышении активности занимающихся играет:

Систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация самостоятельных занятий;
Выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов;
Доступность предъявляемых заданий и требований;
Использование музыкального сопровождения на занятиях;
Применение педагогических воздействий таким образом, чтобы занимающийся расценивал свою активность как проявление личного желания, а не подчинение воле преподавателя.

9

2. Принцип наглядности

Принцип наглядности предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

10

Назначение принципа наглядности

Создание зрительного и двигательного представления об изучаемых двигательных действиях.
Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности.
Облегчение и ускорение процесса обучения движениям.

11

Основные пути реализации принципа наглядности на практике

1. Систематически использовать разнообразные методы обеспечения наглядности: показ упражнения в целом и по частям, замедленный показ, демонстрация различных наглядных пособий (схем, рисунков, фото), просмотр кино и видеозаписей, применение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, направленного прочувствование движения, различных ориентиров и т.д.

12

Основные пути реализации принципа наглядности на практике:

2. Находить наиболее оправданные соотношения в использовании разных форм наглядности.
3. Искать разумные соотношения наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

13

3. Принцип доступности и индивидуализации

Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

14

Назначение принципа доступности и индивидуализации


Эффективно совершенствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью

15

Факторы определяющие доступность задания:

1. Количество информации заложенной в двигательном действии.
2. Структурная сложность Д Д и величина психофизиологических усилий, затрачиваемых на его выполнение.
3. Уровень развития соответствующих двигательных способностей.

16

Методические правила при реализации принципа доступности:

- от легкого к трудному,
- от простого к сложному,
- от освоенного к неосвоенному.
Необходимо распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.

17

Объективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий:

показатели здоровья (они определяются медиками и самими занимающимися – кардиограммы, артериальное давление, различные функциональные пробы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие);
показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и технической подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.

18

Субъективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий:

дающие важную информацию о доступности
нагрузок:
сон,
аппетит,
самочувствие,
желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и т.д.

19

4. Принцип систематичности

Принцип систематичности:
физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом.

20

Закон фазового изменения работоспособности:

При выполнений физической работы (физических упражнений) в организме человека постепенно наступает утомление. Эта фаза называется фазой снижения работоспособности. После прекращения работы, во время отдыха, обязательно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной , то проявляется фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).

21

Динамика оперативной работоспособности
во время физической нагрузки и в период отдыха (схема)

1 – фаза врабатывания;
2 – фаза устойчивой работоспособности;
3 – фаза снижения работоспособности (утомления);
4 – фаза относительной нормализации работоспособности (восстановления);
5 – фаза повышенной работоспособности (суперкомпенсации);
6 – редукционная фаза (снижение работоспособности до исходного уровня).

22

Особенности проявления закона фазового изменения работоспособности:

1. Степень сверхвосстановления зависит от величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем значительней степень сверхвосстановления.
2. Сохранение фазы сверхвосстановления у человека зависит от продолжительности выполняемой им работы. Фаза сверхвосстановления дольше сохраняется после длительной работы и быстро проходит после кратковременной.

23

Особенности проявления закона фазового изменения работоспособности:


3. Наиболее заметный рост работоспособности в системе занятий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается в фазе сверхвосстановления.

24

Назначение принципа систематичности

обеспечить суммирование тренировочных эффектов, достигнутых благодаря фазам сверхвосстановления,
обеспечение адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам,
закрепление двигательных умений и навыков, осваиваемых на занятиях.

25

5. Принцип прогрессирования (динамичности)

Принцип прогрессирования выражает тенденцию постепенного, но неуклонного повышения требований к занимающимся.

26

5. Принцип прогрессирования (динамичности)

Назначение принципа:
Обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков
Создание условий их прогрессивного совершенствования и тем самым расширение функциональных возможностей организма занимающихся.

27

5. Принцип прогрессирования (динамичности)

В основе принципа прогрессирования лежат биологическая и социальная закономерности.
Сущность биологической закономерности основана на явлении адаптации к постоянному раздражителю. По мере выполнения одной и той же по величине нагрузки функциональные сдвиги в организме постепенно уменьшаются. Значит, те нагрузки, которые приводили к необходимым позитивным сдвигам в организме, начинают терять свой развивающий эффект.

28

5. Принцип прогрессирования (динамичности)

Сущность социальной закономерности заключается в том, что интерес человека к любому виду деятельности очень сильно зависит от успеха в том деле, которым он занимается. Поэтому, если никаких положительных изменений не происходит, интерес к занятиям угасает.

29

Формы повышения нагрузок

30

Прямолинейно восходящая форма повышения нагрузок

Суть состоит в том, что на каждом занятии (или через несколько занятий) на строго определенную величину нагрузка увеличивается. Например, человек пробегает с определенной скоростью 3000 м, на следующем занятии к этой дистанции добавляется еще 100 м, затем снова 100 м и т.д.

31

Ступенчатая форма повышения нагрузок

Смысл заключается в следующем. На протяжении определенного периода (к примеру, в течение двух недель) на каждом занятии выполняется относительно стабильная нагрузка. Через две недели нагрузка увеличивается более значительно, чем при прямолинейной динамике. Происходит как бы своеобразный скачок с одной ступеньки на другую.

32

Волнообразная динамика нагрузок

характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с заметным их нарастанием и последующим некоторым снижением. Следующая «волна» воспроизводится аналогичным образом, но на более высоком уровне.
Это дает возможность выдержать тенденцию повышения нагрузок на протяжении более длительных периодов, чем при ступенчатой форме.