Презентация на тему Музыкальная Культура Народов России

  • pptx
  • 27.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация по ОДНКР Музыкальная культура народов России 5 (1).pptx

ОДНКНР

Музыкальная культура народов Росси

Русская народная музыка владеет выраженным единством, но при этом обладают значительные отличия в местных традициях стилях. Основу жанровой системы
Составляют- трудовой фольклор, трудовые песни, наигрыши и припевки, календарный обрядовый фольклор инструментальная музыка.

Трудовые песни – жанр песенного
фольклора, отличительной особенностью которого проявляется естественное
введение в тот или иной трудовой процесс.
Они показывались способом объединения коллективной работы посредством установленного ритма, образовывавшегося нетрудной мелодией и текстом, который не всё время имел определенное смысловое содержание,
все-таки в любом случае некоторые слова, строки или текст в целом были организующей командой, предназначались сигналом
к объединению усилий, началу или окончанию определенного трудового процесса

Календарный фольклор , часть об­ря­до­во­го фольк­ло­ра. Тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ет в кален­дар­ных об­ря­дах­,
ча­стич­но ис­поль­зу­ет­ся вне об­ря­дов в бы­ту.
У сла­вян и других на­ро­дов России свя­зан с народным посевным ка­лен­да­рём се­зон­ных ра­бо­т,
Принадлежащие к ним празд­ни­ки, ко­то­рые в зна­чительной ме­ре были соотнесены с церковными праздниками.

Так же календарный фольклор, свя­зан с фольк­ло­ром других славянских на­ро­дов.
Его древ­ней­ший пласт – ка­лен­дар­ные пес­ни. На Свя­т­ки пе­лись ко­ляд­ки по­здрав­ле­ния Но­вым го­дом и Ро­ж­де­ст­вом Хри­сто­вым, под­обные пес­ни со­про­во­ж­да­ли об­ряд га­да­ния, иг­ро­вые пес­ни со­про­во­ж­да­ли хо­ро­во­ды.

Рожок (пастушеский рожок) — русский народный мундштучный духовой музыкальный инструмент
с коротким, зачастую с искривлённым стволом, обладающий игровыми отверстиями.
Пастушеский рожок, деревянный, изготавливают из берёзы, прежде всего из бересты, клёна или можжевельника. Музыканты, играющие на рожке
и рожковых музыкальных инструментах называются рожечниками. Рожечники иногда образуют ансамбли

Кугиклы – русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью много ствольчатой флейты Пана.
Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги,
болотного камыша, тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину.

Свистулька — русская традиционная сосудообразная флейта со свистковым устройством.
Имеет незначительное число пальцевых отверстий (от 1 до 7), либо совершенно без них. Производится из керамики или необожжённой глины в виде различных животных (птицы, лошади, рыбы) или человека-наездника. Внешне свистулька может быть разукрашена и покрыта глазурью.
Свистульки высоких тонов называются свистками, свистунами, дудками.

Домра является струнным щипковым инструментом, соотносящимся с подгруппой народных и присущим южным славянам. Строение домры схоже с балалайкой и хомэс, как и манера игры сближает данные инструменты. Если используется особый медиатор для перебора струн, это щипковый инструмент. Домра применяется для соло, реже входит в состав оркестра или ансамбля.

Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент маленьких размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с наименьшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами
и птичьим пером. На мандолине применяется техника тремоло -неоднократное быстрое повторение одного звука, либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий интервалов, аккордов, отдельного звука и созвучия. В частности металлические струны мандолины издают краткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.

Ложки — это не только столовый прибор,
но и национальный русский ударный музыкальный инструмент. Такие инструменты причисляют к идиофонам, то есть, к объектам, издающим звуки за счёт своей вибрации. Для этого необходимы материалы с естественным звучанием дерево, металл, стекло, керамика, которые не требуют хода воздуха или натяжения, как у струн или кожи барабана. Подобный принцип появился иза хлопка в ладоши и топанья ног.

Скоморохи – путешествующие актеры, забавляющие народ песнями
и плясками, по значительному счету, и являются главными создателями русской народной музыки и исконно русских народных музыкальных инструментов.
Подразделяясь на «плясцов» «сопельников» и «игрецов»
они первыми включили в обиход понятие развлекательной народной музыки, отступивши от церковных песнопений и обрядовых мотивов.

В русском фольклоре  упоминаются известные гусляры Садко, Добрыня Никитич, Баян. В отдельных сюжетах музыкальный талант помогает им обогатиться или осилить трудности. Так, Садко приобрел за свою игру многочисленные сокровища от морского царя, а Добрыня возвратил жену, которую ложью выдали за другого
для этого он прокрался на свадебный пир под видом гусляра.

Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай, Стану петь я, распевать, колыбель твою качать, Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком, А как Сон-то говорит, я скорее усыплю, А Дрема-то говорит, я скорее удремлю, А как Сон-то говорит, где бы колыбель найти? Где-бы колыбель найти, поскорее усыпить? Висит колыбелька, во высоком терему, Во высоком терему, в шитом-браном пологу, На серебряных кольцах, на кленовом очепу, На кленовом очепу, на шелковом поясу, Васька-кот, не ходи, мою детку не буди, Спи, дитятко, здорово, вставай весело, Вставай весело, на улице рассвело.

Спи-дитятко, почивай – колыбельная песня

Спасибо за внимание