Русская народная музыка владеет выраженным единством, но при этом обладают значительные отличия в местных традициях стилях. Основу жанровой системы
Составляют- трудовой фольклор, трудовые песни, наигрыши и припевки, календарный обрядовый фольклор инструментальная музыка.
Трудовые песни – жанр песенного
фольклора, отличительной особенностью которого проявляется естественное
введение в тот или иной трудовой процесс.
Они показывались способом объединения коллективной работы посредством установленного ритма, образовывавшегося нетрудной мелодией и текстом, который не всё время имел определенное смысловое содержание,
все-таки в любом случае некоторые слова, строки или текст в целом были организующей командой, предназначались сигналом
к объединению усилий, началу или окончанию определенного трудового процесса
Календарный фольклор , часть обрядового фольклора. Традиционно функционирует в календарных обрядах,
частично используется вне обрядов в быту.
У славян и других народов России связан с народным посевным календарём сезонных работ,
Принадлежащие к ним праздники, которые в значительной мере были соотнесены с церковными праздниками.
Так же календарный фольклор, связан с фольклором других славянских народов.
Его древнейший пласт – календарные песни. На Святки пелись колядки поздравления Новым годом и Рождеством Христовым, подобные песни сопровождали обряд гадания, игровые песни сопровождали хороводы.
Рожок (пастушеский рожок) — русский народный мундштучный духовой музыкальный инструмент
с коротким, зачастую с искривлённым стволом, обладающий игровыми отверстиями.
Пастушеский рожок, деревянный, изготавливают из берёзы, прежде всего из бересты, клёна или можжевельника. Музыканты, играющие на рожке
и рожковых музыкальных инструментах называются рожечниками. Рожечники иногда образуют ансамбли
Кугиклы – русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью много ствольчатой флейты Пана.
Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги,
болотного камыша, тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину.
Свистулька — русская традиционная сосудообразная флейта со свистковым устройством.
Имеет незначительное число пальцевых отверстий (от 1 до 7), либо совершенно без них. Производится из керамики или необожжённой глины в виде различных животных (птицы, лошади, рыбы) или человека-наездника. Внешне свистулька может быть разукрашена и покрыта глазурью.
Свистульки высоких тонов называются свистками, свистунами, дудками.
Домра является струнным щипковым инструментом, соотносящимся с подгруппой народных и присущим южным славянам. Строение домры схоже с балалайкой и хомэс, как и манера игры сближает данные инструменты. Если используется особый медиатор для перебора струн, это щипковый инструмент. Домра применяется для соло, реже входит в состав оркестра или ансамбля.
Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент маленьких размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с наименьшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами
и птичьим пером. На мандолине применяется техника тремоло -неоднократное быстрое повторение одного звука, либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий интервалов, аккордов, отдельного звука и созвучия. В частности металлические струны мандолины издают краткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Ложки — это не только столовый прибор,
но и национальный русский ударный музыкальный инструмент. Такие инструменты причисляют к идиофонам, то есть, к объектам, издающим звуки за счёт своей вибрации. Для этого необходимы материалы с естественным звучанием дерево, металл, стекло, керамика, которые не требуют хода воздуха или натяжения, как у струн или кожи барабана. Подобный принцип появился иза хлопка в ладоши и топанья ног.
Скоморохи – путешествующие актеры, забавляющие народ песнями
и плясками, по значительному счету, и являются главными создателями русской народной музыки и исконно русских народных музыкальных инструментов.
Подразделяясь на «плясцов» «сопельников» и «игрецов»
они первыми включили в обиход понятие развлекательной народной музыки, отступивши от церковныхпеснопений и обрядовых мотивов.
В русском фольклоре упоминаются известные гусляры Садко, Добрыня Никитич, Баян. В отдельных сюжетах музыкальный талант помогает им обогатиться или осилить трудности. Так, Садко приобрел за свою игру многочисленные сокровища от морского царя, а Добрыня возвратил жену, которую ложью выдали за другого
для этого он прокрался на свадебный пир под видом гусляра.
Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком,А как Сон-то говорит, я скорее усыплю,А Дрема-то говорит, я скорее удремлю,А как Сон-то говорит, где бы колыбель найти?Где-бы колыбель найти, поскорее усыпить?Висит колыбелька, во высоком терему,Во высоком терему, в шитом-браном пологу,На серебряных кольцах, на кленовом очепу,На кленовом очепу, на шелковом поясу,Васька-кот, не ходи, мою детку не буди,Спи, дитятко, здорово, вставай весело,Вставай весело, на улице рассвело.
Спи-дитятко, почивай – колыбельная песня
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.