Как отмечает Т. Ф. Курдюмова,
от учителя во многом зависит, останется ли произведение,
изучаемое на уроке, безымянным для ученика-читателя, состоится ли диалог автора с читателем
Для учителя и его ученика Тамара Фёдоровна и работала всю
жизнь. Её научные исследования всегда созвучны ключевым направлениям развития
отечественной методики и составляют её неотъемлемую часть. Одним из таких
направлений является проблема современного учебника по литературе. Ещё в
послевоенные годы, на которые пришёлся период профессионального становления
Тамары Фёдоровны, в педагогических кругах началась острая полемика вокруг
переиздания прежних и выпуска новых учебников. Смена исторических эпох,
обновление жизни настойчиво указывали на необходимость изменений в сфере
литературного образования.
В 60-е годы: В начале 90-х:
вопрос о создании новых программ по литературе с постсоветское пространство, вопрос о включением Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, С. А. Есенина создании учебника нового типа
Идеи и находки, копившиеся годами, теперь оказались остро
востребованными, а желание реализовать их в авторской системе изучения предмета
вполне осуществимым. Работая в ВУЗе, в НИИ, Тамара Фёдоровна тесно сотрудничала
со школой, общалась с учителями, причём не только Москвы и Московской области,
но и многих других регионов России. Её методические поиски вырастают из
глубокого знания практики преподавания литературы и умения увидеть явление в
целом, переосмыслить его, «перетворить» привычное.
мои разработки были одобрены и преподавателями, и методистами. Увы, я трезво понимала: всё это никак не вписывалось в существовавшие тогда традиции преподавания. И поэтому решила не идти на пролом, а повременить, попутно нарабатывая материал и оттачивая методику. Но с началом перестройки, перевернувшей всё вверх дном, стало очевидно: пришло время того, что создавалось годами |
В этот период она сформировала для себя принципиальные подходы к созданию учебника:
познакомившись с одним из новых учебных работая над учебником, нельзя «отвлекаться» ни на какие пособий, сказала, что учебник должен быть другие крупные исследования, монографии и пр., всё только авторским должно «идти в дело»
Благодаря открытости новому, а также превосходному знанию классической и
современной литературы, Тамара Фёдоровна ввела в практику школьного изучения В.
В. Набокова, обогатила программу средних классов именами Т. Янссон, А. Конан
Дойла, К. Д. Бальмонта, Е. И. Замятина и многих других.
На заседаниях Диссертационного Совета, обсуждении учебников с искренней
заинтересованностью Курдюмова относилась к чужим экспериментам, поискам. Её
любимые слова — «любопытно», «попробуйте», «давайте попробуем».
Являясь сама автором методической
линии, Тамара Фёдоровна всегда приветствует разнообразие вариантов и подходов,
предлагаемое на этом поле другими специалистами. Она говорит об этом так:
Когда во время командировок по стране я выступаю перед учителями, то всегда повторяю: «Это большое счастье, что
вы имеете возможность выбирать из множества программ и учебников то, что вас устраивает. Скажу больше: даже если
при этом приходится делать очень трудный выбор, это всё равно хорошо, потому что заставляет думать, а следовательно, повышает качество преподавания!»
Предметное содержание, как позже показали дидакты, «изоморфное
социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:
. опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее
результатов – знаний;
. опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов
ее осуществления (умений и навыков);
. опыта творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных
ситуаций, познавательных задач и
т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений»
[Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007. С. 166].
В приведенной цитате содержание образования трактуется как
«педагогически адаптированный социальный опыт, осваиваемый учениками в
собственной деятельности» [Там же, с. 184]. Такой
подход Курдюмова полностью разделяла, полагая, что в процессе освоения курса
литературы и, разумеется, вне его, при обращении к непрограммным текстам,
ученики получают опыт чтения, анализа и интерпретации художественных текстов,
который является важнейшей частью социального опыта.
Внутри раздела «Для чтения и
изучения» были выделены темы (автор и произведение(я)) с обязательной
аннотацией к каждой (сюда
включается то, что традиционно отнесено к «знаниям»), при освоении темы, если это необходимо для анализа текста; при этом, если понятие уже
. теория литературы (перечень теоретико-литературных понятий, которые изучаются
было введено раньше, то после термина было указано «развитие понятия»), видам искусств, изучающимся на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой
. межпредметные связи (появляется эпизодически, когда обращение к другим
художественной культуры, методически оправдано), и носит название, которое говорит само за себя: «Основные виды устных и письменных
. развитие речи (этот раздел помещен в конце каждого года обучения/класса
. умения и навыки (раздел, помещенный в конце каждого года обучения/ класса). работ по литературе»),
Таким образом, программа определяла не только методологию
изучения курса литературы, но и во многом задавала его технологию, которая была
реализована в серии экспериментальных учебников, над созданием которых
сотрудники лаборатории начали работу с конца 1970-х гг.. Апробация
экспериментальных учебных книг проходила в нескольких регионах России, на ее
основе в программу и учебники вносились изменения, связанные с переносом
текстов из класса в класс, их исключением и добавлением, корректировкой
методического аппарата и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.