Как отмечает Т. Ф. Курдюмова,
от учителя во многом зависит, останется ли произведение,
изучаемое на уроке, безымянным для ученика-читателя, состоится ли диалог автора с читателем
Для учителя и его ученика Тамара Фёдоровна и работала всю жизнь. Её научные исследования всегда созвучны ключевым направлениям развития отечественной методики и составляют её неотъемлемую часть. Одним из таких направлений является проблема современного учебника по литературе. Ещё в послевоенные годы, на которые пришёлся период профессионального становления Тамары Фёдоровны, в педагогических кругах началась острая полемика вокруг переиздания прежних и выпуска новых учебников. Смена исторических эпох, обновление жизни настойчиво указывали на необходимость изменений в сфере литературного образования.
В 60-е годы: В начале 90-х:
вопрос о создании новых программ по литературе с постсоветское пространство, вопрос о включением Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, С. А. Есенина создании учебника нового типа
Идеи и находки, копившиеся годами, теперь оказались остро востребованными, а желание реализовать их в авторской системе изучения предмета вполне осуществимым. Работая в ВУЗе, в НИИ, Тамара Фёдоровна тесно сотрудничала со школой, общалась с учителями, причём не только Москвы и Московской области, но и многих других регионов России. Её методические поиски вырастают из глубокого знания практики преподавания литературы и умения увидеть явление в целом, переосмыслить его, «перетворить» привычное.
Желание создать собственную систему преподавания литературы возникло у меня ещё в те годы, когда я работала в НИИ школ. Мало того, мои разработки были одобрены и преподавателями, и методистами. Увы, я трезво понимала: всё это никак не вписывалось в существовавшие тогда традиции преподавания. И поэтому решила не идти на пролом, а повременить, попутно нарабатывая материал и оттачивая методику. Но с началом перестройки, перевернувшей всё вверх дном, стало очевидно: пришло время того, что создавалось годами |
В этот период она сформировала для себя принципиальные подходы к созданию учебника:
познакомившись с одним из новых учебных работая над учебником, нельзя «отвлекаться» ни на какие пособий, сказала, что учебник должен быть другие крупные исследования, монографии и пр., всё только авторским должно «идти в дело»
Благодаря открытости новому, а также превосходному знанию классической и современной литературы, Тамара Фёдоровна ввела в практику школьного изучения В. В. Набокова, обогатила программу средних классов именами Т. Янссон, А. Конан Дойла, К. Д. Бальмонта, Е. И. Замятина и многих других.
На заседаниях Диссертационного Совета, обсуждении учебников с искренней заинтересованностью Курдюмова относилась к чужим экспериментам, поискам. Её любимые слова — «любопытно», «попробуйте», «давайте попробуем».
Являясь сама автором методической линии, Тамара Фёдоровна всегда приветствует разнообразие вариантов и подходов, предлагаемое на этом поле другими специалистами. Она говорит об этом так:
Когда во время командировок по стране я выступаю перед учителями, то всегда повторяю: «Это большое счастье, что
вы имеете возможность выбирать из множества программ и учебников то, что вас устраивает. Скажу больше: даже если
при этом приходится делать очень трудный выбор, это всё равно хорошо, потому что заставляет думать, а следовательно, повышает качество преподавания!»
Предметное содержание, как позже показали дидакты, «изоморфное
социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:
. опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее
результатов – знаний;
. опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов
ее осуществления (умений и навыков);
. опыта творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных
ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений»
[Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007. С. 166].
В приведенной цитате содержание образования трактуется как «педагогически адаптированный социальный опыт, осваиваемый учениками в собственной деятельности» [Там же, с. 184]. Такой подход Курдюмова полностью разделяла, полагая, что в процессе освоения курса литературы и, разумеется, вне его, при обращении к непрограммным текстам, ученики получают опыт чтения, анализа и интерпретации художественных текстов, который является важнейшей частью социального опыта.
Внутри раздела «Для чтения и изучения» были выделены темы (автор и произведение(я)) с обязательной аннотацией к каждой (сюда
включается то, что традиционно отнесено к «знаниям»), при освоении темы, если это необходимо для анализа текста; при этом, если понятие уже
. теория литературы (перечень теоретико-литературных понятий, которые изучаются
было введено раньше, то после термина было указано «развитие понятия»), видам искусств, изучающимся на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой
. межпредметные связи (появляется эпизодически, когда обращение к другим
художественной культуры, методически оправдано), и носит название, которое говорит само за себя: «Основные виды устных и письменных
. развитие речи (этот раздел помещен в конце каждого года обучения/класса
. умения и навыки (раздел, помещенный в конце каждого года обучения/ класса). работ по литературе»),
Таким образом, программа определяла не только методологию изучения курса литературы, но и во многом задавала его технологию, которая была реализована в серии экспериментальных учебников, над созданием которых сотрудники лаборатории начали работу с конца 1970-х гг.. Апробация экспериментальных учебных книг проходила в нескольких регионах России, на ее основе в программу и учебники вносились изменения, связанные с переносом текстов из класса в класс, их исключением и добавлением, корректировкой методического аппарата и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.