ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:
предварительное обдумывание высказывания
монологический характер
строгий отбор языковых средств
тяготение к нормированной речи
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения:
по возможности точно и полно объяснить факты
показать причинно-следственные связи между явлениями
выявить закономерности исторического развития
ОСОБЕННОСТИ
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук(естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания(статья, доклад, учебник, курсовая работа).
Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
ОСОБЕННОСТИ
Основными характеристиками научного стиля являются:
логичность - наличие смысловых связей между последовательными единицами текста
последовательность - выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
понятность, доступность
точность, сжатость
ЛЕКСИКА
Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.
Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета).
Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа.
Преобладание существительных над глаголами.
Около 80% глаголов имеют несовершенный вид.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для:
передачи сложной системы научных понятий
установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для достижения описанных выше целей используются:
предложения с однородными членами и обобщающими словами при них(вследствие того что, ввиду того что, в то время как)
вводные слова и сочетания(во-первых, наконец, с другой стороны)
указывающие на тесную логическую связь абзацев слова и словосочетания(таким образом, в заключение)
ПОДСТИЛИ
Научный стиль речи можно разделить на три подстиля:
научный. Адресат - учёный, специалист. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
научно-учебный. Адресат - будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом.
научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.