Презентация на тему "Полихудожественный подход на уроках "Слушания музыки" в ДМШ и ДШИ. Тезисы"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала полихудож подход.pptx

Полихудожественный подход к организации уроков «Слушания музыки» в ДМШ и ДШИ

Юсов Борис Петрович

Выдающийся ученый, педагог – исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член – корреспондент РАО.

Обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного образования детей, ввел термин «полихудожественное образование», которое включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности.


Главная задача полихудожественного образования – это развитие и совершенствование способностей ребёнка в едином комплексе «слышу – вижу – чувствую – двигаюсь – общаюсь» посредством выхода за рамки одного вида искусств.

В основу полихудожественной концепции образования легли идеи выдающихся учёных и мыслителей XX века: В.И.Вернадского, Тейяр де Шардена, Л.Н.Гумилёва, Г.Д.Гачева, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, М.М.Бахтина, В.Н.Топорова, С.С.Аверинцева.

Кроме того, разработчики опирались на достижения современной психологии: Л.Выготского, А.Леонтьева, С.Рубинштейна, Н.Лейтеса и др.

«Лесенка модальностей» Б.П.Юсова

Слово –
жест –
мимика –
движение –
звук –
музыка –
цвет –
рисунок –
аромат –
пространство

А.Вивальди. Времена года. Осень III часть

П.И.Чайковский

Времена года. Октябрь. Осенняя песня

А.Вивальди
Времена года.
Зима. I часть

П.И.Чайковский

Детский альбом. Песня жаворонка

Э.Григ Ручеек

Мир насекомых в музыке

С.Прокофьев Шествие кузнечиков из цикла Детская музыка
Н.А.Римский – Корсаков. Полёт шмеля из оперы Сказка о царе Салтане

Э.Григ. Бабочка

М.Равель

Лодка в океане

Л.В.Бетховен

Симфония №6 Пасторальная
I часть

Поэтические «творения»

Осень
Осень рыжая танцует,
И рисует, и колдует.
Листья жёлтые и красные –
Вот как осень их раскрасила!

Зима
Пришла зима,
Уснули ели.
Вокруг сугробы
И метели.

Педагогическое сопровождение

Эмоцианально – образный тренинг (по методу Б.П.Юсова)
Словарь музыкальных эмоций В.Г.Ражникова
Технологическая карта урока
Фонохрестоматия, видео и др.
Видеохрестоматия «Занимательная музыкальная литература» Е.В.Стригиной

Сценарий ЭОТ

Обозначаем образ – персонаж СЛОВОМ
Подыскиваем жесты и мимику «персонажа» (он улыбается, или строго смотрит и т.д.)
Проявляем характер «персонажа» в движении (он танцует, бежит, тороплив или спокоен, размышляет и т.д.)
Проявляем интонационную сферу – какой голос у нашего «персонажа» (тембр), как он говорит (отрывисто, гордо и т.д.)
Подбираем цвет и внешний вид (плавные у него линии, или резкие (мелодия), прозрачный или густой тон (фактура) и т.д.
Представляем (если есть для этого предпосылки) ароматическую характеристику (если это образы природы – подснежник, или ручей, или осенние листья и т.п.)
Обобщение . Представляем наш образ во всем его многообразии (повторное прослушивание)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Класс. Тема.
Репродукции, картины с выставки (в ДШИ)
Музыка (аудиофайлы)
Литературное произведение (стихотворение, фрагмент сказки и т.п.)
Видео (фрагмент оперной или балетной постановки, кинофильма, концерта; мультфильм и т.п.)
Произведения ДПИ (в ДШИ – на художественном отделении, или принесенные в класс педагогом) *

1(8) класс. Весна

1. Репродукции:
С.Виноградов. Весенний пейзаж
С.Жуковский. Пробуждение природы. Ранняя весна
К.Коровин. Весна
О.Потапов. Весенний ручей
А.Саврасов. Грачи прилетели
Б.Щербаков. Журчат ручьи
К.Юон. Весенний солнечный день

2. Музыка:
А.Вивальди. Весна 1 часть
Э.Григ. Ручеек
П. Чайковский. Апрель. Подснежник.
Н.Мясковский.Весеннее настроение
3. Литература:
А.Майков. Уходи, зима седая
А.Плещеев. Уж тает снег, бегут ручьи
Ф.Тютев. Зима недаром злится
4. Видео
Мультфильм. Круглый год. Март. Весенний кот

Спасибо за внимание!