История становления и развития предпринимательского (хозяйственного) права
Исторически сложилось так, что становление предпринимательского права связано с появлением торгового права. Первоначально торговое право возникает в Италии, которая была посредницей в развитии торговли между Западной Европой и Азией. В XI-XIII веках сложилось итальянское торговое право, которое представляло собой обычное (прецедентное) право, основанное на решениях консульских судов. Дальнейшее развитие торгового права относится к XV - XVIII векам, когда на смену торгового господства Италии пришла Франция, а впоследствии и такие страны как Испания, Англия и Голландия. Во Франции в 1563 г. принимается Ордонанс Луи XIV о торговле (изданный, как было указано в Указе короля, по просьбе купечества для того, чтобы ввести в торговый оборот добросовестность и сократить процессы между купцами), затем в 1673 г. принимается Торговый кодекс (Ордонанс о сухопутной торговле); в 1681 г. - Морской Кодекс (Ордонанс о морской торговле) вошедшие в истории как ордонансы Кольбера (главного инициатора их принятия, занимавшего должность министра при дворе Людовика XIV), следовательно, первоначально было кодифицировано торговое законодательство, а гражданское законодательство только спустя 130 лет. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (известный как Гражданский кодекс Наполеона) и Торговый кодекс Франции 1807 г., заложили основу дуализма гражданского и торгового права, т.е. дуализма частного права.
В Австрии в 1811 г. принимается Общий гражданский кодекс, а в 1897 г. - Торговый кодекс. В Германии, также как и во Франции, унификация торгового законодательства произошла раньше, чем гражданского, спустя 20 лет в 1896 г. был издан Гражданский кодекс (Гражданское уложение (ГГУ), а в 1897 г. - Торговый кодекс (Торговое уложение (ГТУ) (которые вступили в силу одновременно - с 1 января 1900 г.). В Японии в 1896 г. принимается Гражданский кодекс, а в 1899 г. - Коммерческий кодекс.
Таким образом, дуализм частного права характерен только для стран континентального права (романо-германской правовой системы). При этом дуалистическая концепция или дуализм частного права присущ тем странам континентального права, в которых одновременно действуют Гражданский и Торговый кодексы, тогда как монистическая система частного права - странам континентального права, в которых существует Гражданский кодекс и специальное законодательство (например, представительницей монистической концепции является Италия, где действует Итальянский гражданский кодекс 1942 г. и специальные законы). Дуализм частного права, в частности, в Германии проявляется в том, что Торговое уложение существует наряду с Гражданским уложением в качестве специального законодательства. Это означает, что нормы торгового права должны рассматриваться в совокупности с гражданским правом, нормы которого применяются, когда отсутствует специальное правовое регулирование, установленное в торговом праве. Опыт Франции и Германии был заимствован и некоторыми странами СНГ, например, Украиной, где 16 января 2003 г. одновременно были приняты Хозяйственный кодекс Украины и Гражданский кодекс Украины, и одновременно введены в действие - с 1 января 2004 г.
В странах англо-американской правовой системы отсутствуют гражданские кодексы, но существует специальное торговое (предпринимательское) законодательство. Так, в США практически во всех штатах приняты коммерческие (торговые) кодексы, разработанные на основе Единообразного торгового кодекса США. Поэтому можно сделать вывод о том, что дуализм частного права не получил широкого распространения, и, в основном, в зарубежных странах сложилась монистическая система частного права.
В Российской империи в отличие от западноевропейских правовых систем никогда не существовало обособленного торгового права, которое считалось специальной частью гражданского права. В 1814 г. был подготовлен по французскому образцу проект Торгового уложения, но он не был принят, в 1857 г. Свод учреждений и уставов торговых был преобразован в Устав торговый, который претерпле существенные изменения в 1887 г. В конце XIX - начале ХХ в. в Российской империи началась работа по кодификации гражданского законодательства, которая так и не была завершена (единственная часть проекта Гражданского уложения Российской империи, которая прошла обсуждение в Государственной Думе до начала первой мировой войны - это книга пятая, посвященная обязательственному праву). Следовательно, в дореволюционной России сложилась концепция единого частного права (т.е. торговое право включалось в состав гражданского права). Хотя именно в этот период в Российской империи сложилась первая школа торгового (коммерческого) права, наиболее ярые представители которой отстаивали самостоятельность торгового права, например Г.Ф. Шершеневич.
После революции 1917 г. все достижения российской юридической теории и практики были объявлены буржуазными и не соответствующими новым революционным идеям, и потому процесс создания правовой системы начался заново. В первые годы советской власти, большая часть исследований в области права была направлена на критику эксплуататорской сущности буржуазного права, защищавшего только интересы господствующего класса, которые нередко сводились к недопустимости товарно-денежных отношений в условиях социализма и необходимости прямого распределения материальных благ.
Однако последующее развитие советского государства было невозможно без привлечения частного капитала в экономику, вследствие чего была провозглашена новая экономическая политика (НЭП). С переходом к НЭПу и формированием многоукладной экономики появилась теория двухсекторного права, разработчиком которой был П.И. Стучка. В основе этой теории лежал тезис о существовании в народном хозяйстве двух секторов - государственного и частного, в результате взаимодействия которых государственный сектор полностью вытеснит частный.
Теория «двухсекторного права» получила свое название вследствие того, что два сектора в экономике обусловливают существование двух секторов в праве - частный сектор - наличие гражданского права, а государственный (социалистический) сектор - наличие хозяйственного права. При этом развитие государственного сектора экономики приведет к его преобладанию и постепенному вытеснению частного сектора, и, соответственно, развитие хозяйственного права, обслуживающего государственный сектор, приведет к отмиранию гражданско-правовых отношений и гражданского права.
К числу недостатков данной теории следует отнести то, что наличие частного сектора экономики, и, следовательно, гражданского права считалось временным явлением, но несомненным преимуществом нужно признать то, что впервые обосновывалась необходимость специального правового регулирования отношений в области экономики и самостоятельность хозяйственного права как структурного элемента системы права.
В 30-е годы ХХ в. в условиях изменившейся экономической политики советского государства, направленной на преодоление многоукладности в экономике, на смену теории «двухсекторного права» пришла школа единого хозяйственного права, представители которой (Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис и др.) считали, что социалистические хозяйственные отношения нуждаются в специальном правовом регулировании, для чего необходимо разработать и принять Хозяйственный кодекс. Наличие кодифицированного закона, в свою очередь, будет свидетельствовать о высокой степени развития хозяйственного права и самостоятельности его как отрасли права.
Сторонники единства хозяйственного права отстаивали свою позицию в противовес утверждениям оппонентов о том, что хозяйственное право должно быть разделено на две самостоятельные части - хозяйственно-административное право и гражданское право. В последнем случае имело место неоправданное расширение сферы регулирования хозяйственного права за счет включения в нее отношений с участием граждан, составлявших предмет регулирования гражданского права.
Несмотря на то, что теория «единого хозяйственного права» в полной мере соответствовала социалистическим воззрениям, в 1936-1937 гг. она была объявлена вредительской, а авторы - врагами народа. Все это привело к тому, что целых два десятилетия ученые предпочитали не заниматься исследованиями в области хозяйственного права.
Говоря о правовом регулировании хозяйственных отношений, нужно отметить, что сфера регулирования хозяйственного права была разделена на две части и сосредоточена в отраслях гражданского и административного права. В результате чего публично-правовые отношения по управлению народным хозяйством обеспечивались административным правом, а частно-правовые отношения товарного обмена - гражданским правом.
В 60-х годах ХХ в. коренные изменения в стране, последовавшие после развенчания культа личности И.В. Сталина, способствовали развитию советской юридической науки и появлению уже четвертой школы хозяйственного права.
Основоположниками четвертой школы хозяйственного права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов и др.), также как и их предшественниками, отстаивался тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости их особого правового регулирования (для чего необходимо принятие Хозяйственного кодекса или Основ хозяйственного законодательства), была разработана монистическая концепция хозяйственного права.
В 60-80 гг. ХХ в. теория хозяйственного права достигла наибольшего расцвета, практически все ученые-юристы (за небольшим исключением) сошлись на том, что хозяйственное право представляет собой целостное правовое образование, отличающееся высоким уровнем организации и обладающее всеми необходимыми признаками, характеризующими его как самостоятельную отрасль права.
С 90-х гг. XX в. в отдельных странах СНГ (России и Украине) начался процесс становления и развития новой (уже пятой) школы предпринимательского (хозяйственного) права, многочисленные сторонники которой пытаются в очередной раз обосновать его самостоятельность и единство. В Казахстане специальные исследования в области предпринимательского (хозяйственного) права проводятся в рамках гражданско-правовой науки и отдельной школы предпринимательского права нет.
Субъекты хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности должны руководствоваться обязательными для них положениями как закрепленными в нормативных правовых актах, так и содержащимися в заключенных ими гражданско-правовых договорах. В случаях, если фактическое поведение участников гражданского оборота не соответствует указанным положениям, а также, если у них имеются разногласия по вопросу о подобном соответствии, между данными лицами возникает хозяйственный (экономический)спор.
Таким образом, хозяйственные (экономические) споры- это споры субъектов хозяйственной деятельности по поводу реализации ими прав и исполнения ими обязанностей, имеющихся у них как у участников гражданского оборота.
Виды хозяйственных споров достаточно многочисленны. Хозяйственные споры могут возникать абсолютно в любой сфере хозяйственной деятельности. Так, хозяйственный спор может возникнуть при заключении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, например, если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключения государственного контракта. Хозяйственный
спор возникает, если одна из сторон обязательства не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет данное обязательство, например, когда покупатель в договоре поставки не оплачивает в установленный срок, предусмотренный названным договором, товар
Это споры:
о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
об изменении условий или расторжении договора;
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
о признании права собственности;
об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
о возмещении убытков;
о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
о защите деловой репутации;
об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;
о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;
о возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
о ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
об экономической несостоятельности (банкротстве);
об отказе в выдаче (продлении) лицензии.
Данный перечень хозяйственных споров не являетсяисчерпывающим. Хозяйственный спор может возникнутьпо поводу реализации иных прав и исполнения иных обя-занностей участников гражданского оборота.
Органами рассмотрения хозяйственных споров являются так называемые юрисдикционные органы, т.е. органы, основная функция которых состоит именно в разрешении правовых споров. В Республике Беларусь в систему данных органов входят хозяйственные суды, международные арбитражные (третейские) суды, а также иные органы, на которые законодательством возложено разрешение хозяйственных споров. Таким органом может быть, в частности, общий суд, который согласно части первой ст. 359 ГПК Республики Беларусь вправе рассматривать жалобы лиц, не согласных с решением Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе. Например, субъект хозяйствования вправе принести жалобу в Верховный Суд Республики Беларусь на решение Апелляционного совета,
которым оставлено в силе решение патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение.
Этапы возникновения и развития предпринимательского (хозяйственного) права
С учетом того, что торговое право никогда не существовало обособлено в правовой системе Казахстана (в частности, в период вхождения в состав Российской империи), а впоследствии и хозяйственное право (в период вхождения в состав СССР) в развитии предпринимательского (хозяйственного) права можно выделить два основных этапа.
Первый этап - это становление и развитие хозяйственного права, который характеризуется сосуществованием частного и государственного секторов экономики и необходимостью правовой регламентации нового типа экономики (социалистической), а также созданием основ социалистической правовой системы и социалистического законодательства. Начавшийся в 20-30 г.г. ХХ в., а затем после двадцатилетнего перерыва в 60-80 г.г. ХХ в., он завершился формированием хозяйственного права как самостоятельной отрасли права. В этот период хозяйственное право занимает одно из ведущих мест в системе социалистического права, исследованию теории хозяйственного права были посвящены серьезные монографические работы таких известных ученых, как Л.И. Абалкин, Г.Л. Знаменский, В.В. Лаптев, В.К. Мамутов, М.Г. Масевич, В.А. Рахмилович, М.К. Сулейменов, И.А. Танчук, Р.О. Халфина и др.
Именно хозяйственное право должно было обеспечить успешную реализацию так называемой «перестройки», начавшейся во второй половине 80-х годов ХХ в., когда на первый план вышли вопросы совершенствования методов хозяйствования, ускорения развития научно-технического прогресса, повышения качества продукции, развития научно-технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности. Однако этим идеям не суждено было воплотиться, начался процесс распада СССР и образования новых независимых государств.
Второй этап - это этап трансформации хозяйственного права в предпринимательское право, который начинается практически с момента обретения Республикой Казахстан независимости и продолжается до настоящего времени. Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» от 11 декабря 1990 г. положил начало формированию специального законодательства Казахстана о предпринимательской деятельности и становлению предпринимательского права.
Вместе с тем, следует отметить, что первоначально в связи с вступлением бывших союзных республик на рыночный путь развития экономики, роль и значение хозяйственного права стали снижаться. Это было вызвано тем, что на смену плановой экономики и хозяйственно-правовым механизмам государственного управления пришла экономика открытого типа, и стали формироваться рыночные механизмы ее регулирования. Конечно, в новых условиях уже потеряли свою актуальность проблемы развития хозрасчета, самоокупаемости предприятий, самофинансирования и т.д., с появлением частной собственности (в т.ч., и иностранной) возникла необходимость в законодательном закреплении ее защиты и неприкосновенности. В короткие сроки нужно было создать практически с нуля законодательство, которое соответствовало бы требованиям рынка. Тогда как огромный массив хозяйственного законодательства оказался просто невостребованным в условиях перехода к рынку. В конечном счете, с принятием в 1994 г. нового Гражданского Кодекса Республики Казахстан предпринимательские отношения вошли в состав предмета гражданского законодательства. Соответственно, хозяйственные (предпринимательские) отношения по горизонтали были отнесены к сфере регулирования гражданского законодательства, а хозяйственные отношения по вертикали, не вошедшие в эту сферу, были отнесены к сфере регулирования административного законодательства. Вместе с тем, это не означает, что предпринимательское законодательство «растворилось» в гражданском и административном законодательстве. С принятием специальных законодательных актов о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства оно начало формироваться как отрасль законодательства. Поэтому начальный период в развитии предпринимательского права можно охарактеризовать как период формирования специального законодательства о частном предпринимательстве.
Последовавшие затем перемены, приведшие к систематизации законодательства о частном предпринимательстве и принятию единого законодательного акта в этой области - Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., свидетельствуют о новой ступени в развитии предпринимательского законодательства и предпринимательского права суверенного Казахстана.
Синквейн
1) Хозяйственные споры.
2) Последственные, неизбежные.
3) Возникают в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности; Вопросы, которые они затрагивают, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве товаров, работ, услуг;
Имеют имущественное последствие.
4) По поводу реализации и исполнения
5) Многочисленны
Хоз. споры
Труд. споры
Разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений
Разногласия,
возникающие между участниками трудовых отношений
Все споры можно классифицировать по различным основаниям
Причиной спора как правило являются правонарушения
Тестовые вопросы
1. В каких ситуациях возникают трудовые споры?
а) неисполнение обязательств, б) исполнение обязательств, в) нет верного ответа
2. В какой стране возникло торговое право?
а) Италия, б) Беларусь, в) Китай
3. Какой кодекс был принят в Австрии в 1897 году?
а) Торговый кодекс, б) Об административных правонарушениях, в) Кодекс чести
4. Какое событие привело к коренному изменению в общественной и экономической жизни?
а) Распад СССР, б) Англо-французская война, в) нет верного ответа
5. Чем является хозяйственное право?
а) Самостоятельной частью права, б) Зависимой частью права, в) Такого права не существует
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.