1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
3. Развитие профессионального проблемного мышления.
Главные цели проблемного обучения:
Проблемная ситуация
это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действия.
Проблемное обучение ставит своей задачей:
развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Основные условия успешного проблемного обучения:
Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;
Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;
Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;
Виды проблемного обучения:
Первый вид («научное» творчество) -- это теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учеником нового правила, закона и т. д. (Чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем.)
Второй вид (практическое творчество) -- поиск практического решения, т. е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение.(На лабораторных, практических занятиях на уроке, предметном кружке)
Третий вид (художественное творчество) -- это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д. (На уроке и внеурочных занятиях).
В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:
Постановка проблемы, то есть возникновение проблемной ситуации.
Поиск решения, где проходит выдвижение и проверка гипотез.
Выражение решения - формулировка нового знания научным языком.
Реализация продукта - решение проблемы. Решением проблемы в учебной деятельности будет новое знание. Как правило, это новый алгоритм.
Учебную проблему можно поставить тремя методами, используя:
подводящий к теме диалог, который шаг за шагом подводит школьников к формулированию темы урока;
сообщение темы урока с мотивирующим приемом («яркое пятно», «актуальность»);
побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Приемы создания проблемных ситуацийПрием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения.
Учитель
Идёт по дороге. Идет возле дороги.
- Что общего словосочетаниях?
-Чем отличаются слова?
- Почему разные окончания?
-Определите падежи имен существительных.
- Сформулируйте вывод.
По земле (в Д.п.), по степи (в Д.п.)
Ученики
Состоят из трех слов. Одинаковые части речи.
- Разные предлоги, разные окончания у имен существительных.
- Существительные стоят в разных падежах.
- По тропинке ( Д.п.), у тропинки (Р.п.)
- Окончание имени существительного зависит от его падежа.
- Падежи существительных одинаковые, а окончания все равно разные. Проблема.
Прием 2 – стараюсь столкнуть разные мнения учеников.
Учитель
На доске записаны предложения.
Продавец взвесил килограмм груш.
На ветке в(и, е)сит большая груша.
Ученики
- Гласная –и (говорят одни дети).
- Гласная –е (говорят другие).
Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).
Прием 3 – обнажаю житейское представление обучающихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью эксперимента или наглядности)В первой половине урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.
Учитель
- А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия.
- Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (предъявление научного факта)
Ученики
- Летнее платье, рубашку с коротким рукавом и шорты, носки, босоножки…
- Лед, снег…
Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)
Прием 4 – предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались.
Учитель
Найдите значение выражения (с порядком действий дети незнакомы)
56 – 24 : 6
- Сегодня мы познакомимся с решением выражений с действиями разных ступеней и научимся решеать такие выражения
Ученики
Невозможно найти, т.к. 32 на 6 не делится
От столкновения с противоречием, у обучающихся рождается интерес к новой теме – внутренняя познавательная мотивация, так необходимая любому учителю. И теперь, используя побуждающий диалог, подвожу детей к осознанию противоречия проблемной ситуации и формулированию учебной задачи.
Затем дети самостоятельно формулируют учебную задачу, которая в свою очередь может звучать как тема урока («Какова будет тема урока?»)
Поиск решения и открытие нового знания:
Выдвижение гипотез (выдвинуть гипотезу – значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка) и проверка гипотезы (приведение аргументов («это так, потому что…») или контраргументов («это не так, потому что…»), т.е. принятие или отвержение гипотезы).
Выводы:
Проблемное обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний и основной целью проблемного обучения является развитие интеллекта и творческой активности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.