Презентация на тему "Проблемы пополнения и обогащения словаря обучающихся и пути ее решения"

  • ppt
  • 15.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ГОУ СПО «Городецкий педагогический колледж».ppt

ГАПОУ «Городецкий Губернскийский колледж» Проблема обогащения и активизации словаря обучающихся и пути ее решения

Если в мире есть вещи, достойные
названия «чудо», то слово, бесспорно,
самая чудесная из них.
Л.Успенский




Преподаватель: Пещерова О.В.

Причины обращения к проблеме:

Результаты
качества знаний
на вступи-
тельных экзаменах

Качества знаний по результатам
орфографи-ческого диктанта

Результат анализа творческих работ (эссе )

Какие словари вы знаете? Назовите их авторов.

Используете ли вы словари для выяснения значения незнакомых слов?

39%

35%

Скудный словарный запас, большое количество лексических и речевых ошибок.

88% - назвали толковый и орфографический словарь,
27%-смогли указать автора толкового словаря.

11% -
обращаются к словарям, остальные спрашивают у преподавателя или не обращают внимания на значения этих слов.

Темы раздела лексика:


Раздел «Лексика». Понятийный аппарат раздела.
Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, их разновидности.
Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее употребления и стилистической принадлежности.
Фразеология, фразеологические единицы. Типология фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.
Контрольная работа.

4 ступени работы учащихся с объектом изучения:

Обнаружение слова в тексте.
Семантизация.
Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы.
Введение новых слов в текст, в свою речь.

Приемы семантизации:

Основные :
Указание на род и видовой признак слова.
Обращение к лексическому значению исходного слова и словообразовательной морфеме.
Дополнительные:
Сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом или антонимом.
2. Контекст.
3. Подбор однокоренных слов.

Пути решения проблемы обогащения и активизации словаря:

Организация наблюдения за происходящими языковыми процессами, сбор лексического материала, отражающего изменения в обществе.
Проведение диктантов разных видов.
Выполнение словарно-семантических упражнений.
Выполнение творческих заданий.
Использование эвристических и лексических задач и уравнений.
6.Составление паспорта слова.
7. Лексическая деформация текста
и другие.

Организация наблюдения за происходящими языковыми процессами, сбор лексического материала, отражающего изменения в обществе.

Источники сбора материала: газеты, журналы, радио-, телепередачи, общение с окружающими людьми, вывески, объявления, рекламные тексты.

Темы:
Слова, отражающие сферу коммерции.
Общественно-политическая лексика.
Лексика культурной сферы, искусства.
Словарь духовного, церковно-христианского содержания.
Факты, свидетельствующие о порче языка.

Итог: проведение конференции, оформление уголка русского языка, в котором студенты ведут рубрики «Знаешь ли ты?», «Словарь современного русского языка».

Проведение диктантов разных видов:

лексический диктант;
диктант «Угадай слово»;
семантико-орфографический диктант;
этимологический диктант;
проверочный словарный диктант (2 раза в месяц).

Выполнение словарно-семантических упражнений, направленных на умение составлять

словосочетания и предложения, отражающие типичную лексическую сочетаемость слов;

тематические или лексико-семантические группы слов;

парадигмы семантического поля слова.

Выполнение творческих заданий:

написание творческого диктанта или сочинения по опорным словам;
составление и разгадывание кроссвордов, викторин;
задание «Объясни разницу»;
составление письма, обращенного заграничному президенту;
элементы театрализации.

Использование эвристических задач

Правописание слов аквариум и террариум можно проверить с помощью латинских производящих слов. Какие это слова и что они обозначают? Какой суффикс в проверяемых словах с этимологической точки зрения? Какому суффиксу в современном русском языке он соответствует?

Каким образом можно проверить написание слова кроссворд? Почему кроссворд так называется? Как это название членится на морфемы в языке- источнике?

Лексические задачи :

Определи слово по описанию:
1)В одном значении синоним слова дефицит, в другом – синоним слова изъян (недостаток);
2) В одном значении синоним слова УНИКАЛЬНЫЙ, в другом – антоним слова ГУСТОЙ. (редкий)

Даны четыре слова: А, В, С и Д. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы. В и Д – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и Д? Проиллюстрируйте задачу примерами .
(А- маленький, В – крохотный, С – большой, Д – огромный)

Лексические уравнения:

палец – перст = лоб - ?

живой – мертвый = восторгаться - ?

вседневно – всегда = зело - ?

молодой – старый = эгоист - ?
(Ответ: 1)чело; 2)негодовать; 3) очень; 4)альтруист.)

План паспорта слова:

1. Лексическое значение. Однозначность или полисемия слова.
2. Историческая справка о происхождении слова.
3. Однокоренные слова.
4. Синонимы, антонимы.
5. Слово во фразеологических оборотах, афоризмах, пословицах.
6. Слово в текстах художественных произведений.
7. Слово в собственных иллюстрациях.