ГАПОУ «Городецкий Губернскийский колледж» Проблема обогащения и активизации словаря обучающихся и пути ее решения
Если в мире есть вещи, достойные
названия «чудо», то слово, бесспорно,
самая чудесная из них.
Л.Успенский
Преподаватель: Пещерова О.В.
Причины обращения к проблеме:
Результаты | Качества знаний по результатам | Результат анализа творческих работ (эссе ) | Какие словари вы знаете? Назовите их авторов. | Используете ли вы словари для выяснения значения незнакомых слов? |
39% | 35% | Скудный словарный запас, большое количество лексических и речевых ошибок. | 88% - назвали толковый и орфографический словарь, | 11% - |
Темы раздела лексика:
Раздел «Лексика». Понятийный аппарат раздела.
Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, их разновидности.
Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее употребления и стилистической принадлежности.
Фразеология, фразеологические единицы. Типология фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.
Контрольная работа.
4 ступени работы учащихся с объектом изучения:
Обнаружение слова в тексте.
Семантизация.
Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы.
Введение новых слов в текст, в свою речь.
Приемы семантизации:
Основные :
Пути решения проблемы обогащения и активизации словаря:
Организация наблюдения за происходящими языковыми процессами, сбор лексического материала, отражающего изменения в обществе.
Проведение диктантов разных видов.
Выполнение словарно-семантических упражнений.
Выполнение творческих заданий.
Использование эвристических и лексических задач и уравнений.
6.Составление паспорта слова.
7. Лексическая деформация текста
и другие.
Организация наблюдения за происходящими языковыми процессами, сбор лексического материала, отражающего изменения в обществе.
Источники сбора материала: газеты, журналы, радио-, телепередачи, общение с окружающими людьми, вывески, объявления, рекламные тексты.
Темы:
Слова, отражающие сферу коммерции.
Общественно-политическая лексика.
Лексика культурной сферы, искусства.
Словарь духовного, церковно-христианского содержания.
Факты, свидетельствующие о порче языка.
Итог: проведение конференции, оформление уголка русского языка, в котором студенты ведут рубрики «Знаешь ли ты?», «Словарь современного русского языка».
Проведение диктантов разных видов:
лексический диктант;
диктант «Угадай слово»;
семантико-орфографический диктант;
этимологический диктант;
проверочный словарный диктант (2 раза в месяц).
Выполнение словарно-семантических упражнений, направленных на умение составлять
словосочетания и предложения, отражающие типичную лексическую сочетаемость слов;
тематические или лексико-семантические группы слов;
парадигмы семантического поля слова.
Выполнение творческих заданий:
написание творческого диктанта или сочинения по опорным словам;
составление и разгадывание кроссвордов, викторин;
задание «Объясни разницу»;
составление письма, обращенного заграничному президенту;
элементы театрализации.
Использование эвристических задач
Правописание слов аквариум и террариум можно проверить с помощью латинских производящих слов. Какие это слова и что они обозначают? Какой суффикс в проверяемых словах с этимологической точки зрения? Какому суффиксу в современном русском языке он соответствует?
Каким образом можно проверить написание слова кроссворд? Почему кроссворд так называется? Как это название членится на морфемы в языке- источнике?
Лексические задачи :
Определи слово по описанию:
1)В одном значении синоним слова дефицит, в другом – синоним слова изъян (недостаток);
2) В одном значении синоним слова УНИКАЛЬНЫЙ, в другом – антоним слова ГУСТОЙ. (редкий)
Даны четыре слова: А, В, С и Д. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы. В и Д – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и Д? Проиллюстрируйте задачу примерами .
(А- маленький, В – крохотный, С – большой, Д – огромный)
Лексические уравнения:
палец – перст = лоб - ?
живой – мертвый = восторгаться - ?
вседневно – всегда = зело - ?
молодой – старый = эгоист - ?
(Ответ: 1)чело; 2)негодовать; 3) очень; 4)альтруист.)
План паспорта слова:
1. Лексическое значение. Однозначность или полисемия слова.
2. Историческая справка о происхождении слова.
3. Однокоренные слова.
4. Синонимы, антонимы.
5. Слово во фразеологических оборотах, афоризмах, пословицах.
6. Слово в текстах художественных произведений.
7. Слово в собственных иллюстрациях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.