Цель мастер-класса: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нетрадиционного оборудованияу детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР.
Задачи: - Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными формами работы по развитию мелкой моторики рук.- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование нетрадиционных форм работы по развитию мелкой моторики рук у детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР.- Провести с участниками мастер-класса нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук.
Актуальность Дети с тяжелыми множественными нарушениями с трудом овладевает всеми приемами по развитию моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Поэтому дошкольники нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
История Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 г. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Он также высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные.
К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, массажных варежек, также применяются различные бытовые предметы (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос, подставка для карандашей и многое другое).
Творческая деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;- пространственной ориентировки, глазомера, зрительного и слухового восприятия;- изобразительным навыкам и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;- формированию познавательной активности и творческого воображения детей;- развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;- развитию просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи;- кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, усидчивости.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах:
- Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения; сначала все упражнения выполняются медленно; при необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой; это позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.- Если упражнение показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадет. - Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.- Упражнения подбираются с учетом возраста и физических возможностей ребенка.- Очень важным фактором для мелкой моторики являются стихи, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим
Игра с еловыми шишками
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Аналогичные упражнения можно выполнять с массажными мячиками, а также грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.