Презентация на тему: "Способы словообразования. Словообразовательный анализ"
Оценка 4.7

Презентация на тему: "Способы словообразования. Словообразовательный анализ"

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
7 кл—11 кл
06.06.2020
Презентация на тему: "Способы словообразования. Словообразовательный анализ"
в презентации даны все способы словообразования, приведены примеры
Способы словообразования. Словообразовательный анализ..pptx

Способы словообразования. Словообразовательный анализ

Способы словообразования. Словообразовательный анализ

Способы словообразования. Словообразовательный анализ

Габитова Т.Н.

Словообразование Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов

Словообразование Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов

Словообразование

Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов. Словообразование — один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Выделяют способы словообразования:
морфологические
неморфологические

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Морфологические способы образования слов:
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Безаффиксный
Сложение

Суффиксальный способ Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс

Суффиксальный способ Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
книга → книжка; книга → книжный; книга → книжник.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
красивый — красивее (форма сравнительной степени прилагательного);
бежать — бежал (форма прошедшего времени глагола);

Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка

Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка

время — времена (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
красивый → красивость;
бежать → бег   ;
время → временной.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы.

Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи

Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи

Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
глаз (сущ.) → глазастый (прил.);
синий (прил.) → синеть (глагол);
весёлый (прил.) → весело (наречие);
ау (междометие) → аукать (глагол).
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов. С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
теннисист → теннисистка;
студент → студентка;
владелец → владелица;
учитель → учительница.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности: лес → лес ник ; разведать → развед…

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности: лес → лес ник ; разведать → развед…

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
лес → лесник;
разведать → разведчик;
барабан → барабанщик;
кормить → кормилец.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
багаж → багажник;
творог → творожница;
цвет → цветник.


От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов: добр ый → добр от а; нищ ий → нищ…

От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов: добр ый → добр от а; нищ ий → нищ…

От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
добрый → доброта;
нищий → нищета;
жёлтый → желтизна;
седой → седина;
смелый → смелость;
свежий → свежесть.
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к:
попытаться → попытка;
перегородить → перегородка;
покрасить → покраска.

Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола

Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола

Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
двигать → задвигать → задвижка;
красить → покрасить → покраска.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
рубцеваться → рубцевание;
полоскать → полоскание;
заживить → заживление;
удивить → удивление;
восстановить → восстановление.

Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету: река → реч н ой; окно → окон н ый

Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету: река → реч н ой; окно → окон н ый

Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
река → речной;
окно → оконный.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов: -ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-
береста → берестяной;
рожь → ржаной;
лебедь → лебединый;
торжество → торжественный;
солома → соломенный;
село → сельский.

Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида: рвать → рва н ый; драть → дра н ый: жарить →…

Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида: рвать → рва н ый; драть → дра н ый: жарить →…

Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
рвать → рваный;
драть → драный:
жарить → жареный;
квасить → квашеный;
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
гнить → гнилой;
спеть → спелый;
зреть → зрелый;
уметь → умелый.



От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы: голубой → голуб е ть; белый → бел е ть, бел и ть; богатый…

От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы: голубой → голуб е ть; белый → бел е ть, бел и ть; богатый…

От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
голубой → голубеть;
белый → белеть, белить;
богатый → богатеть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
тоска → тосковать;
танец → танцевать.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
решить → решать;
пленить → пленять;
бросить → бросать.

Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: разгадать → разгад ыва ть; рассказать → рассказ ыв ать; утаить → ута ива…

Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: разгадать → разгад ыва ть; рассказать → рассказ ыв ать; утаить → ута ива…

Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
разгадать → разгадывать;
рассказать → рассказывать;
утаить → утаивать;
настоять → настаивать.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
о → окать;
ох → охать;
хи-хи → хихикать;
мяу → мяукать;
гав → гавкать;
тик-тик → ти́кать.

Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений

Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений

Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
громкий → громко;
близкий → близко;
певучий → певуче.
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
дружеский → дружески;
человеческий → человечески.
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных (один → однажды; два → дважды; три → трижды; четыре → четырежды)

Приставочный способ образования

Приставочный способ образования

Приставочный способ образования

Приставочный способ образования— это создание слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.

Как определить приставочный способ словообразования? 1

Как определить приставочный способ словообразования? 1

Как определить приставочный способ словообразования?
1. При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
2. Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов.
Примеры:
седлать → оседлать;
знать → узнать;
ждать → подождать;
моргать → заморгать;

С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи

С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи

С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
текст →подтекст;
общество → сообщество;
дедушка → прадедушка.
Множество существительных с противоположным значением образует приставка не-:
друг → недруг (враг);
правда → неправда (ложь);
счастье → несчастье (горе).
Иноязычные приставки активно образуют новые слова:
звук → ультразвук;
агент →контрагент.


Приставка, присоединяясь к производящей основе имен прилагательных, образует новое слово

Приставка, присоединяясь к производящей основе имен прилагательных, образует новое слово

Приставка, присоединяясь к производящей основе имен прилагательных, образует новое слово.
Примеры:
громкий → сверхгромкий;
удалый → разудалый:
огромный → преогромный.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
атлантический → трансатлантический;
тропический → субтропический;
моральный → аморальный.


Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения: кто → не кто; что → ни что; какой → ни какой; чей → ни чей;

Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения: кто → не кто; что → ни что; какой → ни какой; чей → ни чей;

Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
кто → некто;
что → ничто;
какой → никакой;
чей → ничей;
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия: когда → некогда; где → негде; как → никак;
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
нельзя → донельзя;
вне → вовне;
ныне → доныне;

Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
гулять → разгуляться
граница → безграничный


Безаффиксный способ словообразования

Безаффиксный способ словообразования

Безаффиксный способ словообразования

Образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного). Взрыв, накал, прицеп, прогул, разбег; гниль, нечисть, погань, удаль. Безаффиксный способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.). К безаффиксным способам русского словообразования относятся сложение, сращение, аббревиация, усечение и субстантивация.

Сложение. Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению

Сложение. Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению

1. Сложение. Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению.
2. Сращение — слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении.
3. Аббревиация (лат. brevis — 'краткий’) — сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание: МГУ, ООЯ, СЯГ, вуз, пединститут.
4. Усечение — сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): заместитель —> зам. Словообразовательный формант в этом случае носит операционный характер: это неморфемное усечение лексической единицы. 
5. Субстантивация (лат. substantivum — 'существительное’) — образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: учительская, трудящиеся. 

Сложение Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков

Сложение Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков

Сложение

Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:

а) без соединительной гласной вагон-ресторан; физик-ядерщик; грусть-тоска; друзья-приятели. б) с соединительной гласной пеностекло; шлакоблок; звукорежиссёр 2. соединение части слова с целым словом заведующий складом →…

а) без соединительной гласной вагон-ресторан; физик-ядерщик; грусть-тоска; друзья-приятели. б) с соединительной гласной пеностекло; шлакоблок; звукорежиссёр 2. соединение части слова с целым словом заведующий складом →…

а) без соединительной гласной
вагон-ресторан;
физик-ядерщик;
грусть-тоска;
друзья-приятели.
б) с соединительной гласной
пеностекло;
шлакоблок;
звукорежиссёр
2. соединение части слова с целым словом
заведующий складом → завскладом;
заместитель декана → замдекана




АТС ( а, тэ, эс ); независимое телевидение →

АТС ( а, тэ, эс ); независимое телевидение →

3. сложение сокращенных основ слов
физический факультет → физфак;
заведующий гаражом → завгар.
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
5. сложение начальных звуков слов
государственный институт театрального искусства →ГИТИС;
московский автомобильный завод → МАЗ.


Неморфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования:
лексико-синтаксический,
морфолого-синтаксический,
лексико-семантический.

Лексико-синтаксический способ Лексико-синтаксический способ , или сращение (слияние), — это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в…

Лексико-синтаксический способ Лексико-синтаксический способ , или сращение (слияние), — это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в…

Лексико-синтаксический способ

Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние), — это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово: за благо рассудится — заблагорассудится; с ума сшедший — сумасшедший; вечно зелёный — вечнозелёный; сильно действующий — сильно­действующий, ума лишённый — умалишённый.
Сложные слова, образованные способом сращения, необходимо отличать от слов, образованных путём сложения основы и целого слова. Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании: выше указанный — вышеуказанный; много обещающий  — многообещающий и т. д. Однако при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета­ния: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются. Ср.: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

Морфолого-синтаксический способ

Морфолого-синтаксический способ

Морфолого-синтаксический способ

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами. Морфолого-синтаксическое словообразование действует в сфере всех частей речи, кроме глагола. Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:
1) субстантивация (от лат. substantivum – «существительное») – переход слов других частей речи в класс имен существительных. Субстантивируются прилагательные (больной человек – больной) местоимения (ты сам виноват – сам сегодня приезжает), причастия ( битый жизнью – за битого двух небитых дают), числительные ( первое блюдо – подали первое);

Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус

Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус

2) адъективация (от лат. adjectivum – «прилагательное») – переход слов других частей речи в класс имен прилагательных. Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус. Могут переходить в прилагательные также числительные (один стол – теперь я один), местоимения (свой характер – свой человек);
3) прономинализация (от лат. pronomen – «местоимение») – переход слов других частей речи в класс местоимений. В местоимения переходят существительные (красивые люди – у тебя все не так как у людей), прилагательные (известный художник – при известных обстоятельствах), числительные (один дом – один человек рассказал), причастия (соответствующей должности – соответствующий приказ);
4) адвербиализация (от лат. adverbium – «наречие») – переход слов других частей речи в класс наречий. В наречия переходят существительные (любоваться солнечным утром – приехать утром), прилагательные (в плотную бумагу – подойти вплотную), числительные (пятью столами – пятью пять), деепричастия (лежа на диване – читать лежа);
5) может происходить переход в числительные (красивая пара – пара столов), предлоги (благодаря учителя – благодаря учителю), частицы (налей себе – ступай себе), союзы (что случилось – знаю, что и ничего не случилось), модальные слова (правда и ложь – правда , этого не случилось), междометия (ужас парализовал толпу – ужас, как вас много!).

Лексико-семантический способ Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова

Лексико-семантический способ Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова

Лексико-семантический способ

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ 

Словообразовательный анализ (разбор) - это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов , приставок, сокращения, сращения и т.д.

План словообразовательного анализа

План словообразовательного анализа

План словообразовательного анализа.
Ставим форму в начальную форму.
Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.
Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.
В производящем слове указать основу слова.
В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки),  постфиксы, интерфиксы и т.д. - если они имеются.
При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2020