Словообразование
Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов. Словообразование — один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Выделяют способы словообразования:
морфологические
неморфологические
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Морфологические способы образования слов:
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Безаффиксный
Сложение
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
книга → книжка; книга → книжный; книга → книжник.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
красивый — красивее (форма сравнительной степени прилагательного);
бежать — бежал (форма прошедшего времени глагола);
время — времена (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
красивый → красивость;
бежать → бег ;
время → временной.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы.
Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
глаз (сущ.) → глазастый (прил.);
синий (прил.) → синеть (глагол);
весёлый (прил.) → весело (наречие);
ау (междометие) → аукать (глагол).
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов. С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
теннисист → теннисистка;
студент → студентка;
владелец → владелица;
учитель → учительница.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
лес → лесник;
разведать → разведчик;
барабан → барабанщик;
кормить → кормилец.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
багаж → багажник;
творог → творожница;
цвет → цветник.
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
добрый → доброта;
нищий → нищета;
жёлтый → желтизна;
седой → седина;
смелый → смелость;
свежий → свежесть.
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к:
попытаться → попытка;
перегородить → перегородка;
покрасить → покраска.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
двигать → задвигать → задвижка;
красить → покрасить → покраска.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
рубцеваться → рубцевание;
полоскать → полоскание;
заживить → заживление;
удивить → удивление;
восстановить → восстановление.
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
река → речной;
окно → оконный.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов: -ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-
береста → берестяной;
рожь → ржаной;
лебедь → лебединый;
торжество → торжественный;
солома → соломенный;
село → сельский.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
рвать → рваный;
драть → драный:
жарить → жареный;
квасить → квашеный;
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
гнить → гнилой;
спеть → спелый;
зреть → зрелый;
уметь → умелый.
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
голубой → голубеть;
белый → белеть, белить;
богатый → богатеть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
тоска → тосковать;
танец → танцевать.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
решить → решать;
пленить → пленять;
бросить → бросать.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
разгадать → разгадывать;
рассказать → рассказывать;
утаить → утаивать;
настоять → настаивать.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
о → окать;
ох → охать;
хи-хи → хихикать;
мяу → мяукать;
гав → гавкать;
тик-тик → ти́кать.
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
громкий → громко;
близкий → близко;
певучий → певуче.
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
дружеский → дружески;
человеческий → человечески.
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных (один → однажды; два → дважды; три → трижды; четыре → четырежды)
Приставочный способ образования
Приставочный способ образования— это создание слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Как определить приставочный способ словообразования?
1. При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
2. Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов.
Примеры:
седлать → оседлать;
знать → узнать;
ждать → подождать;
моргать → заморгать;
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
текст →подтекст;
общество → сообщество;
дедушка → прадедушка.
Множество существительных с противоположным значением образует приставка не-:
друг → недруг (враг);
правда → неправда (ложь);
счастье → несчастье (горе).
Иноязычные приставки активно образуют новые слова:
звук → ультразвук;
агент →контрагент.
Приставка, присоединяясь к производящей основе имен прилагательных, образует новое слово.
Примеры:
громкий → сверхгромкий;
удалый → разудалый:
огромный → преогромный.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
атлантический → трансатлантический;
тропический → субтропический;
моральный → аморальный.
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
кто → некто;
что → ничто;
какой → никакой;
чей → ничей;
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия: когда → некогда; где → негде; как → никак;
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
нельзя → донельзя;
вне → вовне;
ныне → доныне;
Приставочно-суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
гулять → разгуляться
граница → безграничный
Безаффиксный способ словообразования
Образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного). Взрыв, накал, прицеп, прогул, разбег; гниль, нечисть, погань, удаль. Безаффиксный способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.). К безаффиксным способам русского словообразования относятся сложение, сращение, аббревиация, усечение и субстантивация.
1. Сложение. Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению.
2. Сращение — слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении.
3. Аббревиация (лат. brevis — 'краткий’) — сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание: МГУ, ООЯ, СЯГ, вуз, пединститут.
4. Усечение — сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): заместитель —> зам. Словообразовательный формант в этом случае носит операционный характер: это неморфемное усечение лексической единицы.
5. Субстантивация (лат. substantivum — 'существительное’) — образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: учительская, трудящиеся.
Сложение
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
вагон-ресторан;
физик-ядерщик;
грусть-тоска;
друзья-приятели.
б) с соединительной гласной
пеностекло;
шлакоблок;
звукорежиссёр
2. соединение части слова с целым словом
заведующий складом → завскладом;
заместитель декана → замдекана
3. сложение сокращенных основ слов
физический факультет → физфак;
заведующий гаражом → завгар.
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
5. сложение начальных звуков слов
государственный институт театрального искусства →ГИТИС;
московский автомобильный завод → МАЗ.
Лексико-синтаксический способ
Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние), — это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово: за благо рассудится — заблагорассудится; с ума сшедший — сумасшедший; вечно зелёный — вечнозелёный; сильно действующий — сильнодействующий, ума лишённый — умалишённый.
Сложные слова, образованные способом сращения, необходимо отличать от слов, образованных путём сложения основы и целого слова. Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании: выше указанный — вышеуказанный; много обещающий — многообещающий и т. д. Однако при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются. Ср.: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.
Морфолого-синтаксический способ
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами. Морфолого-синтаксическое словообразование действует в сфере всех частей речи, кроме глагола. Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:
1) субстантивация (от лат. substantivum – «существительное») – переход слов других частей речи в класс имен существительных. Субстантивируются прилагательные (больной человек – больной) местоимения (ты сам виноват – сам сегодня приезжает), причастия ( битый жизнью – за битого двух небитых дают), числительные ( первое блюдо – подали первое);
2) адъективация (от лат. adjectivum – «прилагательное») – переход слов других частей речи в класс имен прилагательных. Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус. Могут переходить в прилагательные также числительные (один стол – теперь я один), местоимения (свой характер – свой человек);
3) прономинализация (от лат. pronomen – «местоимение») – переход слов других частей речи в класс местоимений. В местоимения переходят существительные (красивые люди – у тебя все не так как у людей), прилагательные (известный художник – при известных обстоятельствах), числительные (один дом – один человек рассказал), причастия (соответствующей должности – соответствующий приказ);
4) адвербиализация (от лат. adverbium – «наречие») – переход слов других частей речи в класс наречий. В наречия переходят существительные (любоваться солнечным утром – приехать утром), прилагательные (в плотную бумагу – подойти вплотную), числительные (пятью столами – пятью пять), деепричастия (лежа на диване – читать лежа);
5) может происходить переход в числительные (красивая пара – пара столов), предлоги (благодаря учителя – благодаря учителю), частицы (налей себе – ступай себе), союзы (что случилось – знаю, что и ничего не случилось), модальные слова (правда и ложь – правда , этого не случилось), междометия (ужас парализовал толпу – ужас, как вас много!).
Лексико-семантический способ
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ (разбор) - это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов , приставок, сокращения, сращения и т.д.
План словообразовательного анализа.
Ставим форму в начальную форму.
Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.
Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.
В производящем слове указать основу слова.
В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. - если они имеются.
При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.