СТРЕСС – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нём.
Слово «стресс» вошло в нашу лексику из английского языка STRESS и в переводе означает (давление ,напряжение).
Стресс это защитная реакция организма на неблагоприятные изменения окружающей среды.
Стресс –это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое не возможно контролировать в определённый промежуток времени.
Существуют много заболеваний, вызываемых стрессом
Стресс уменьшает сопротивляемость организма;
Вызывает головные боли;
Несварение желудка;
Бессонницу;
В результате появляются:
Гипертония
Сердечные приступы,
Инсульт,
Депрессия
Синдром хронической усталости и пр.
Термин «стресс на работе» можно определить как, вредную физическую и эмоциональную, ответную реакцию, возникающую в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников.
Такие стрессы наносят значительный вред здоровью!
Работа и стресс - вещи несовместимые и неразделимые одновременно
К производственным стрессорам относятся:
БЕСПОМОЩНОСТЬ
Ситуация, когда педагог осознаёт свою неспособность повлиять на происходящие события, и вынужден смириться с чужими решениями, как с неизбежностью:
авторитарное руководство;
плохая коммуникация между сотрудниками:
дефицит информации;
педагог не может изменить поведение проблемного студента.
К производственным стрессорам относятся:
НЕУДОБНЫЕ ЧАСЫ РАБОТЫ, СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО
У преподавателя не остаётся времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Такой график мешает развитию личных связей и увлечений, что могло бы облегчить последствия стресса.
Можно выделить 4 группы симптомов стресса
| Стойкие головные боли, чувство нехватки воздуха на вздохе, обмороки тошнота, частые простудные заболевания, быстрое увеличение или уменьшение веса, двоение в глазах или расплывание образа. |
Интеллектуальные | Нерешительность, ослабление памяти, повышенная отвлекаемость, потеря инициативы, нарушение суждений спутанное мышление, поспешные решения. |
Эмоциональные | Раздражительность, мрачное настроение, ощущение напряжения, неуместный юмор, ощущение нервозности, отсутствие заинтересованности, сниженная самооценка, неудовлетворённость работой. |
Поведенческие | Потеря аппетита, плохое вождение автомобиля, дрожание голоса, плохое распределение времени, увеличение количества проблем в семье, не ухоженность, низкая продуктивность, доделывание работы дома, отсутствие времени на отдых. |
Многие люди боятся перемен, чем мешают себе успешно к ним адаптироваться вырабатывать модели эффективного поведения в подобных ситуациях
Как распорядиться своим стрессом, каждый может сам для себя решить, а жизнь будет продолжаться не смотря ни на что.
Профилактика стрессовых состояний
Человек порой является источником стрессов для самого себя:
Выбирает неверные пути,
Предъявляет завышенные претензии,
Порой люди страдают переоценкой собственной персоны.
Профилактикой стресса является умение отделять служебные отношения от личных - это важный резерв для сохранения душевного здоровья.
Демонстрация психического равновесия является мощным фактором стрессоустойчивости.
Шаги из источника стресса для самого себя:
1. Умение освоиться со своими личными данными, познать свои достоинства и слабости;
2. Учиться на своих ошибках;
3. Выработка автоматического навыка к каждодневному преодолению собственной слабости - проявление воли к самому себе (заставить себя делать то, что нужно, а не хочется; заставить себя не делать того, что хочется);
4. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых незначительных состояний. «Постоянное хранение в памяти негативной симптоматики равносильно самоубийству»;
5. Освоение навыка отсроченного реагирования на сильное негативное воздействие.
Рекомендации, по предотвращению стрессовых состояний профессиональной деятельности
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
2. Использование тайм-аутов. т. е. отдых от работы и других нагрузок.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. (релаксация, положительная внутренняя речь и пр.)
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование, обмен профессиональной информацией. Встреча с опытными людьми, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегание ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.
Позитивное мышление
Важно экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Большие преимущества дает позитивный взгляд на жизнь. Если исходить из первоначального значения латинского слова «positum», то «позитивный» означает «реальный», «фактический», «имеющийся в наличии».
Все люди несут 100% ответственность за все события в своей жизни, и самые хорошие, и самые плохие. Каждая наша мысль буквально творит будущее. Каждый создает события в жизни с помощью мыслей и чувств.
Мы сами — источник наших внутренних переживаний. В мыслях и словах заключена невероятная сила, когда человек научится контролировать свои мысли и слова, он будет в гармонии с этой силой.
ОБ ЭТОМ ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Все начинается с внутренней работы над собой. Независимо от того, насколько вы увязли в своих проблемах, всегда есть возможность изменить жизнь к лучшему.
Важно научиться думать только положительно и постоянно делать себе только положительные заявления.
Каждая наша мысль создает будущее.
Измените мысль — и чувство изменится тоже.
За хорошей мыслью следует хорошее последствие, за плохой - плохое.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
В работе по профилактике нервно-психической напряженности педагога первостепенная роль отводится развитию и укреплению
жизнерадостности,
вере в людей,
неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.