Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ:
1) звук как физическое явление и как знак
какой-то лингвистической сущности
(отраженной в человеческом сознании) не
одно и то же;
2) каждый конкретный звук представляет
только одну из возможных реализаций
этой сущности;
3) звуки должны рассматриваться не сами по
себе, а в их отношении с этими
сущностями.
Различие понятий «звук и фонема»
Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы.
Например: в словах был, выл, мыл, пыл, тыл -//б//, //в//, //м//,//п//, //т// - фонемы, т.к. звуковые оболочки слов различаются;
в словах просьба - [про́з'бъ], резьба -[р'иэз'ба́] звук [з'] не является фонемой, т.к. он не выполняет смыслоразличительной функции, а служит вариантом фонем //с'// - косить -[к.^с'и́т'] и //з// - резать [р'э́зът'].
Следовательно,
понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т.к. звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух, фонема – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков.
Сильная позиция фонем
для гласных позиция под ударением;
для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными
[а], [о], [у]:
//са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.
Слабая позиция фонем
В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке:
[л'э́с/ л'и́сы] - [л'иса́] –
//э//, //и// - [и];
[пло́т] - //д// и //т// - [т].
понятия
Инвариант – это идеальный (основной) вид звука.
Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [пл ^ ды́] - //о//-[о],[^]; //д//- [д], [т].
Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л'у́к / лу́к'и/ л'у́к'и] - [у], ['у], [у'], ['у'] ; [ра́дъс'т' / т'иэа́тр / ру́б'ит];
[р] - в конце слова после глухих согласных выступает в виде «оглушенного р»; [р ] перед [у] выступает как “оглубленный р”, [р] перед [а] – как “неогубленный р”.
Аллофоны
Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами:
[а́] – инвариант
[ ^ ], [ъ], [иэ ], [ь] – варианты аллофоны фонемы // а //
['а], [а'], ['а'] – вариации
Фонологическая система
Фонологическая система продолжает развиваться, т.к. развитие – способ существования языка.
В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ – московской (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) и
петербургской (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин).
МФШ
Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции.
Например, в парах слов [ст ^ лы́//сто́л// в ^ да́/во́ды// х ^ д'и́т'/хо́д'ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному.
В словах плод и плот морфемы разные и фонемы в их составе разные // пло́т // пло́д //, хотя произносятся одинаково [пло́т].
В слабой позиции может происходить стирание различий фонем: Например, [сто́к с'э́нъ // сто́к в ^ ды́].
В этой позиции нельзя дифференцировать г/к. Это позиция нейтрализации. Она происходит только в слабой позиции. Те варианты фонем, которые произносятся в слабой позиции, называются архифонемами.
Впервые термин в значении неразличения двух фонем, смешение в одном употребил Н.С.Трубецкой.
Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.Например: [д ^ ма́]- // до́м //, [зу́п] - //зу́бы//.
Но в языке есть фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя. Например: вокзал, стакан, собака и другие
Такие фонемы называются гиперфонемами – слабая фонема, не приводимая к сильной позиции. (Терминология В.Н.Сидорова)
ПФШ
Представители ПФШ принимают за исходную единицу словоформу.
При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе.
Например, в парах слов [ст ^ лы́/сто́л], [пло́т] - плод /плот –выступают разные фонемы: в словах столы -//а //, стол -//о //, плод – плот - одна фонема //т //; в словах плод - плоды //о//- // т//, //а//- // д//.
Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке
Например, [ма́л/м'а́л/ма́т'/м'а́л'и] - произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], ['а], [а'], ['а'] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки образуют звуковой тип, т.е. фонему //а //.
Отличия МФШ и ПФШ
Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных.
При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г'], [к'], [х'], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем //г//, //к//, //х //, т.к. они не могут быть противопоставлены по твердости-мягкости в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [ и], [э], не могут быть перед [ у], [о], [ а];
2) гласный [ы].
Звуки [ ы] и [ и]
Представители МФШ (Л.А.Булаховский, Р.Н.Аванесов и другие) считают, что звук [ ы] является вариантом фонемы // и // (т.е. звуки [ ы] и [ и] являются разновидностями одной фонемы //и // ). Они исходят из того, что употребление звуков [ ы] и [ и] обусловлено позицией:
а) [ы] употребляется только после твердых,
[ и] - только после мягких согласных: [ мы́л] –
[ м'и́л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях:
[ ма́л / м'а́л // лу́к / л'у́к // мэ́р / м'э́р];
б) в составе одной и той же морфемы звук [ и] заменяется звуком [ ы] под влиянием предшествующего твердого согласного:
играл – сыграл, синий – новый и т.д.;
в) [ ы] не встречается в начале слова
Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.
1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ ы] и [ и] - отдельные самостоятельные фонемы
Взгляды МФШ и ПФШ на [ ш̅'], [ж̅'].
МФШ рассматривают [ш̅'], [ж̅'] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука.
Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.
ВЫВОДЫ:
- звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух;
- фонема – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков;
- оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой.
Вопросы:
1. Что называется фонемой?
2. Как соотносятся понятия «фонема» и «звук»?
3. Спорные вопросы фонологии. МФШ и ПФШ.
4. Фонетическая оценка звуков [ ы] и [и] ПФШ и МФШ.
5. Мнение МФШ и ПФШ о признании фонологической значимости мягких заднеязычных [г'], [к'], [х'].
6. Разногласия по поводу звуков [ ш̅'], [ж̅'].
Литература:
1. Бондаренко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. -М.,1997
2. Гвоздев А. Н., Современный русский литературный язык. -М., 1993.
3. Ковалев В. П., Минина Л. И. Современный русский литературный язык. -М.,1999
4. Шанский, В. В. Иванов Бондаренко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.