ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ
Оценка 4.9

ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
русский язык
10 кл—11 кл +1
11.02.2021
ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ
Презентация по теме ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ
ФОНОЛОГИЯ..ppt

Лекция 6. ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О

Лекция 6. ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О

Лекция 6. ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Ташкент - 2020

Цель: Выработать научные взгляды на фонетическую систему современного русского языка;

Цель: Выработать научные взгляды на фонетическую систему современного русского языка;

Цель:

Выработать научные взгляды на фонетическую систему современного русского языка;
Закрепить теоретический материал.

ПЛАН ПОНЯТИЕ «Фонология». 2.

ПЛАН ПОНЯТИЕ «Фонология». 2.

ПЛАН

ПОНЯТИЕ «Фонология».
2. Соотношение понятий «звук» и «фонема».
3. Спорные вопросы фонологии. Фонологические школы.

Понятие определения «фонология»

Понятие определения «фонология»

Понятие определения «фонология»

Фонология - это раздел фонетики, изучающий звуки речи как средство различения слов и морфем с точки зрения их функций в процессе общения.

Ученые-лингвисты. Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом

Ученые-лингвисты. Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом

Ученые-лингвисты.


Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом И.А. Бодуэном де Куртенэ

(в конце XIX - начале XX в.).

И.А. Бодуэн де Куртенэ

И.А. Бодуэн де Куртенэ

И.А. Бодуэн де Куртенэ

Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ: 1) звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;…

Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ: 1) звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;…

Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ:

1) звук как физическое явление и как знак
какой-то лингвистической сущности
(отраженной в человеческом сознании) не
одно и то же;
2) каждый конкретный звук представляет
только одну из возможных реализаций
этой сущности;
3) звуки должны рассматриваться не сами по
себе, а в их отношении с этими
сущностями.

Развитие идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ

Развитие идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ

Развитие идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ

Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ были подхвачены и развиты Л.В.Щербой, Н.С.Трубецким, Р.И.Аванесовым и другими учеными, в работах которых указанные лингвистические сущности И.А.Бодуэном де Куртенэ получили название фонем.

Н.В. Крушевский Термин «фонема» предположительно принадлежит русскому лингвисту

Н.В. Крушевский Термин «фонема» предположительно принадлежит русскому лингвисту

Н.В. Крушевский

Термин «фонема»

предположительно принадлежит

русскому лингвисту XIX столетия

Н.В. Крушевскому

ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ

ФОНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ

Понятие «фонема» Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем

Понятие «фонема» Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем

Понятие «фонема»

Фонема – минимальная единица языка,
способная различать звуковые
оболочки разных слов и
морфем.

Например: СЛОВА мол мал мул

Например: СЛОВА мол мал мул

Например:

СЛОВА

мол

мал

мул

в функции различителей звуковых оболочек выступают Ф О Н Е М Ы О У А

в функции различителей звуковых оболочек выступают Ф О Н Е М Ы О У А

в функции различителей звуковых оболочек выступают

Ф О Н Е М Ы

О

У

А

В СЛОВАХ: НАПРИМЕР:

В СЛОВАХ: НАПРИМЕР:

В СЛОВАХ:

НАПРИМЕР:

РАЗЛИЧАЮТСЯ ФОНЕМАМИ

РАЗЛИЧАЮТСЯ ФОНЕМАМИ

РАЗЛИЧАЮТСЯ

ФОНЕМАМИ

участвуют в выражении и различении падежных значений. до́м - до́ма - до́му – фонемы //а//, //у//

участвуют в выражении и различении падежных значений. до́м - до́ма - до́му – фонемы //а//, //у//

участвуют в выражении и различении падежных значений.

до́м - до́ма - до́му –
фонемы
//а//, //у//

Различие понятий «звук и фонема»

Различие понятий «звук и фонема»

Различие понятий «звук и фонема»

Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы.
Например: в словах был, выл, мыл, пыл, тыл -//б//, //в//, //м//,//п//, //т// - фонемы, т.к. звуковые оболочки слов различаются;
в словах просьба - [про́з'бъ], резьба -[р'иэз'ба́] звук [з'] не является фонемой, т.к. он не выполняет смыслоразличительной функции, а служит вариантом фонем //с'// - косить -[к.^с'и́т'] и //з// - резать [р'э́зът'].

Следовательно, понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т

Следовательно, понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т

Следовательно,

понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т.к. звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух, фонема – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков.

Звуковое значение фонемы Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове

Звуковое значение фонемы Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове

Звуковое значение фонемы

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают позиции :

сильную

слабую

Сильная позиция фонем для гласных позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//

Сильная позиция фонем для гласных позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//

Сильная позиция фонем

для гласных позиция под ударением;
для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными
[а], [о], [у]:

//са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.

Слабая позиция фонем В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном…

Слабая позиция фонем В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном…

Слабая позиция фонем

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке:
[л'э́с/ л'и́сы] - [л'иса́] –
//э//, //и// - [и];
[пло́т] - //д// и //т// - [т].

ФОНЕМА включает:

ФОНЕМА включает:

ФОНЕМА включает:

Инвариант – это идеальный (основной) вид звука

Инвариант – это идеальный (основной) вид звука

понятия

Инвариант – это идеальный (основной) вид звука.
Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [пл ^ ды́] - //о//-[о],[^]; //д//- [д], [т].
Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л'у́к / лу́к'и/ л'у́к'и] - [у], ['у], [у'], ['у'] ; [ра́дъс'т' / т'иэа́тр / ру́б'ит];
[р] - в конце слова после глухих согласных выступает в виде «оглушенного р»; [р ] перед [у] выступает как “оглубленный р”, [р] перед [а] – как “неогубленный р”.

Аллофоны Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами: [а́] – инвариант [ ^ ], [ъ], [иэ ], [ь] –…

Аллофоны Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами: [а́] – инвариант [ ^ ], [ъ], [иэ ], [ь] –…

Аллофоны

Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами:
[а́] – инвариант
[ ^ ], [ъ], [иэ ], [ь] – варианты аллофоны фонемы // а //
['а], [а'], ['а'] – вариации

Фонологическая система Фонологическая система продолжает развиваться, т

Фонологическая система Фонологическая система продолжает развиваться, т

Фонологическая система

Фонологическая система продолжает развиваться, т.к. развитие – способ существования языка.
В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ – московской (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) и
петербургской (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин).

МФШ Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции

МФШ Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции

МФШ

Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции.
Например, в парах слов [ст ^ лы́//сто́л// в ^ да́/во́ды// х ^ д'и́т'/хо́д'ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному.
В словах плод и плот морфемы разные и фонемы в их составе разные // пло́т // пло́д //, хотя произносятся одинаково [пло́т].
В слабой позиции может происходить стирание различий фонем: Например, [сто́к с'э́нъ // сто́к в ^ ды́].
В этой позиции нельзя дифференцировать г/к. Это позиция нейтрализации. Она происходит только в слабой позиции. Те варианты фонем, которые произносятся в слабой позиции, называются архифонемами.
Впервые термин в значении неразличения двух фонем, смешение в одном употребил Н.С.Трубецкой.

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.Например: [д ^ ма́]- // до́м //, [зу́п] - //зу́бы//.
Но в языке есть фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя. Например: вокзал, стакан, собака и другие
Такие фонемы называются гиперфонемами – слабая фонема, не приводимая к сильной позиции. (Терминология В.Н.Сидорова)

Следовательно, основным признаком

Следовательно, основным признаком

Следовательно,

основным признаком МФШ является морфонологизм.

фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы.

ПФШ Представители ПФШ принимают за исходную единицу словоформу

ПФШ Представители ПФШ принимают за исходную единицу словоформу

ПФШ

Представители ПФШ принимают за исходную единицу словоформу.
При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе.
Например, в парах слов [ст ^ лы́/сто́л], [пло́т] - плод /плот –выступают разные фонемы: в словах столы -//а //, стол -//о //, плод – плот - одна фонема //т //; в словах плод - плоды //о//- // т//, //а//- // д//.

Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке
Например, [ма́л/м'а́л/ма́т'/м'а́л'и] - произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], ['а], [а'], ['а'] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки образуют звуковой тип, т.е. фонему //а //.

Отличия МФШ и ПФШ Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем : 5 гласных и 34 согласных

Отличия МФШ и ПФШ Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем : 5 гласных и 34 согласных

Отличия МФШ и ПФШ

Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных.
При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г'], [к'], [х'], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем //г//, //к//, //х //, т.к. они не могут быть противопоставлены по твердости-мягкости в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [ и], [э], не могут быть перед [ у], [о], [ а];
2) гласный [ы].

Звуки [ ы] и [ и] Представители

Звуки [ ы] и [ и] Представители

Звуки [ ы] и [ и]

Представители МФШ (Л.А.Булаховский, Р.Н.Аванесов и другие) считают, что звук [ ы] является вариантом фонемы // и // (т.е. звуки [ ы] и [ и] являются разновидностями одной фонемы //и // ). Они исходят из того, что употребление звуков [ ы] и [ и] обусловлено позицией:
а) [ы] употребляется только после твердых,
[ и] - только после мягких согласных: [ мы́л] –
[ м'и́л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях:
[ ма́л / м'а́л // лу́к / л'у́к // мэ́р / м'э́р];
б) в составе одной и той же морфемы звук [ и] заменяется звуком [ ы] под влиянием предшествующего твердого согласного:
играл – сыграл, синий – новый и т.д.;
в) [ ы] не встречается в начале слова

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.

1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ ы] и [ и] - отдельные самостоятельные фонемы

Взгляды МФШ и ПФШ на [ ш̅'], [ж̅']

Взгляды МФШ и ПФШ на [ ш̅'], [ж̅']

Взгляды МФШ и ПФШ на [ ш̅'], [ж̅'].

МФШ рассматривают [ш̅'], [ж̅'] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука.
Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

ВЫВОДЫ: - звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух; - фонема – это абстрактная единица, существующая в целом…

ВЫВОДЫ: - звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух; - фонема – это абстрактная единица, существующая в целом…

ВЫВОДЫ:

- звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух;
- фонема – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков;
- оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой.

Вопросы: 1. Что называется фонемой? 2

Вопросы: 1. Что называется фонемой? 2

Вопросы:


1. Что называется фонемой?
2. Как соотносятся понятия «фонема» и «звук»?
3. Спорные вопросы фонологии. МФШ и ПФШ.
4. Фонетическая оценка звуков [ ы] и [и] ПФШ и МФШ.
5. Мнение МФШ и ПФШ о признании фонологической значимости мягких заднеязычных [г'], [к'], [х'].
6. Разногласия по поводу звуков [ ш̅'], [ж̅'].

Литература: 1. Бондаренко Л. В

Литература: 1. Бондаренко Л. В

Литература:

1. Бондаренко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. -М.,1997
2. Гвоздев А. Н., Современный русский литературный язык. -М., 1993.
3. Ковалев В. П., Минина Л. И. Современный русский литературный язык. -М.,1999
4. Шанский, В. В. Иванов Бондаренко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1991

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021