американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль.
ДЖОН ДЬЮИ
(1859–1952)
Более ста лет назад Джон Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учётом его личных интересов и целей.
Его последователь У.Х.Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе.
Основные требования к учебному проекту
Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической
Планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков
Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта
Продукт является конкретным результатом проекта
Презентация продукта и защита самого проекта
Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)
Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Выбираю средства и собираю информацию.)
Обсудите задание в группе.
Уточните задачи и цель проекта (выделите и оставьте существенные сопоставимые задачи, отбросив несущественные).
Определите коллективные средства достижения цели и источники информации.
Обоснуйте свои критерии успеха.
Распределите роли в команде.
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТА
(Составляю план своей работы.)
Систематизируйте собранную информацию.
Проведите анализ и синтез идей (прослушайте и оцените сообщения всех членов команды, отберите действительно яркий материал).
Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы.
Перераспределите роли (если это необходимо).
Составьте и уточните план деятельности каждого члена команды, сообразно общим целям.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
(Справился ли я? Исправляем ошибки.)
Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны.
Определите научный уровень проекта.
Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой.
Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы.
Подтвердите актуальность проекта.
Внесите коррективы в проект.
Проведите индивидуальные консультации в группах, окажите методическую помощь учащимся в подборе литературы, музыки и т. д.
Присутствуйте на всех этапах работы над проектами как наблюдатель-консультант.
Помогите учащимся в выборе формы проекта, организации репетиций, выборе рецензента.
Алгоритм действий учителяв ходе реализации проекта
Определите тему урока-обобщения.
Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в проектах, подберите примерные темы проектов.
Обозначьте задачи, цели и планируемый результат урока-обобщения.
Организуйте начало работы над проектами.
По продолжительностипроекты могут быть
Мини-проекты –укладываются в один урок или даже его часть;
Краткосрочными – на 4-6 уроков;
Недельными – на 30-40 часов;
Долгосрочными – до года и больше, как индивидуальными, так и в условиях группы, выполняются во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
Научный доклад
Деловая игра
Демонстрация видеофильма
Экскурсия
Телепередача
Научная конференция
Инсценировка
Театрализация
Игры с залом
Защита на учёном совете
Диалог исторических или литературных персонажей
Спортивная игра
Спектакль
Путешествие
Реклама
Пресс-конференция и т.д.
Должны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7–10, известны с самого начала работы над проектом.
Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
Критерии оценки проекта
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.