Виды переработки текста
1.Составление плана(простого или сложного) | Простой план предполагает деление текста на три части : вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трех частей на подпункты. |
2.Составление тезисов | Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами. |
3.Составление конспекта | Краткое , но более подробное ,чем тезисы, изложение содержания текста. |
4.Составление реферата | Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов. |
5.Составление аннотации | Краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из трех-четырех предложений. |
6.Составление рецензии | Анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей. |
7.Составление отзыва | Изложение впечатления от знакомства с текстом( с возможным указанием его особенностей ). |
2
Как составлять план текста
1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.
4
Тезисы- это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении.
Важно помнить при составлении тезисов, что каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Роль и значение тезисов
Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы( факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.
7
Конспект- краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.
При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами:
1.Мысль автора текста( статьи и т. д. ) передана его же словами, только сокращен объем высказывания.
2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль.
Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.
8
Реферат- краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему.
Реферат должен быть структурирован ( по главам, разделам, параграфам ).Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д..
Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение-10-20% от объема названных частей; заключение-10%.
9
Аннотация-резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.
Составление аннотации- один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению.
Рекомендуемый средний объем аннотации- 500 печатных знаков.
Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете.
Привычка пользоваться аннотацией- одна из главных привычек серьезного читателя.
10
Рецензия, по выражению В.Г. Короленко, « легкая критическая кавалерия».
Задача рецензии- дать, во-первых, характеристику текста и, во-вторых, объективную оценку данного произведения. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением.
Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения( сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания);раскрытие темы, проблематики, идеи произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов. Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, др.
Под оценкой понимают определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.
11
Тема текста- это то, о чем( или о ком ) в нем говорится. По словам В. Даля, «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют».Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Основная мысль текста(идея)-это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Проблема-вопрос, требующий решения, освещения. Писатель освещает проблему, выражает свои суждения, свое мнение. Под проблемой подразумевается и острое жизненное противоречие, и точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.
12
Отзыв - это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо.
Дать отзыв о книге- значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис(мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод(общая оценка книги); рекомендации(кому прочитать данную книгу).
В отзыве могут сочетаться разные типы речи.
14
ЭССЕ
Эссе(от франц.- проба пера, попытка, набросок )-прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.(Литературный энциклопедический словарь)
15
Цель эссе- уйти от формальных рамок, в свободной форме выразить свое видение проблемы, заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.
Поводом для написания эссе является «точка удивления», то, что поразило вас и чем вы можете удивить и обогатить читателя.
К характерным особенностям эссе обычно относят небольшой объем(150 слов), конкретную тему и подчеркнуто субъективную ее трактовку, свободную композицию, склонность к парадоксам, ориентацию на разговорную речь и т.д.
16
Из требований к эссе можно принять только одно- наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма, то требовать обязательного повторения выводов в конце работы неуместно. Они могут быть включены в текст или заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, которая может совпадать с финальным выводом.
17
Цитата- дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.
Способы оформления цитаты | Примеры |
1.Предложение с прямой речью | В письме от 6 августа 1924 года Куприн жаловался Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня» |
2.Предложение с косвенной речью | А.П.Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою». |
3.Предложение с вводными словами | По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей». |
4.Текст-цитата как часть предложения(указ. на автора)-текст | Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив»(слова Бунина), что его повествование… |
5.При цитировании стих. текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. | …обращался к стихотворению Г.Р.Державина: |
6.Эпиграф-изречение, помещаемое перед произведением и сосредоточивающее мысль на его идее. В кавычки не берется; ссылка на источник дается на следующей строке без скобок. | Да, есть слова, что |
19
Список использованной литературы
Составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений(при отсутствии фамилии автора)
При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.
20
Образцы оформления списка использованной литературы
1.Оформление коллективного сборника:
Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. - М.,1998. – 239с.
2.Оформление статьи:
Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества.// Педагогика.- 1997.- №5.-С.97-103.
3.Оформление газетной статьи:
Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования.//Татьянин день.-1995.-№3(23).-авг.-С.8-10.
21
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.