Тема: Возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Мартин Игорь,
обучающийся 412 группы
Руководитель: Пещерова
Ольга Васильевна
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Городец, 2018
Актуальность темы
Востребована подготовка уроков с помощью ИКТ
Незаменимы во время проведения занятий :
дают возможность оживить урок;
взывают интерес к предмету;
способствуют улучшению качества обучения;
увеличивают доступность образования;
обеспечивают развитие личности,;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
позволяют эффективно организовать самостоятельную работу;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
активизируют познавательную деятельность учащихся и развивают творческий потенциал.
Понятийный аппарат:
Объект исследования: использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе
Предмет исследования: использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе
Проблема исследования: каковы возможности использования ИКТ на уроках литературного чтения?
Цель исследования: изучение возможностей использования ИКТ на уроках литературного чтения
Понятийный аппарат
Задачи :
Раскрыть сущность понятия ИКТ;
Изучить требования, предъявляемые к использованию ИКТ на уроках в начальной школе;
Проанализировать методику организации урока литературного чтения с использованием ИКТ;
Организовать и провести практическую работу по использованию ИКТ на уроках литературного чтения;
Разработать методические рекомендации для учителя по использованию ИКТ на уроках литературного чтения.
Понятия ИКТ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) –
все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
I. По решаемым педагогическим задачам | 1.Средства, обеспечивающие базовую подготовку. |
2.Средства практической подготовки. | |
3.Вспомогательные средства | |
4.Комплексные средства | |
II. По функциям в организации образовательного процесса | 1.Информационно-обучающие |
2.Интерактивные | |
3.Поисковые | |
III. По типу информации. | Электронные и информационные ресурсы |
IV. По формам применения. | 1. Урочные |
Классификация образовательных ИКТ
Направления новых информационно-технических средств обучения
1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы);
2)компьютерные средства телекоммуникаций;
3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
4)мультимедийные программные продукты.
Требования СанПиНов
-для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин;
- рабочее место учащегося должно быть организовано рационально;
-компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева;
-для снятия напряжения с глаз рекомендуется зрительная гимнастики, которая проводится в середине занятия с компьютером и в конце занятия с использованием компьютера в течение 1 минуты.
Педагогические функции и возможности ИКТ
Педагогическая функция | Возможности ИКТ |
Мотивирующая | Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа |
Информационная | Реализовать возможности информационных систем |
Функция управления учебной деятельностью | Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся |
Формирующая навыки | Тренировать |
Контролирующе-корректирующая | Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок) |
\ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока
Этапы урока | Содержание | Цели педагогической |
Организационный | Демонстрация- презентация темы и целей урока | Подготовить учащихся к работе на уроке |
Проверка домашнего задания | Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос | Быстро выявить уровень знаний учащихся по предыдущей теме |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся | Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; краткое обобщение - презентация по пройденному учебному материалу | Восполнить недостающие у уч-ся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий |
Формирование новых понятий, способов | Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала | Предъявить новый учебный материал |
ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока
Этапы урока | Содержание | Цели педагогической |
Здоровьесбереже-ние | физкультминутки, зарядки, в том числе с использова-нием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения) | Создать условия для сохранения здоровья уч-ся и учителя |
Применение знаний, формирование умений | Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений | Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний |
Контрольно-оценочный | Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний | Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке |
Практическая работа по использованию ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе
База практики: МБОУ «Краснораменская» ОШ, 1 класс
Планирование уроков с использованием мультимедийной презентации
п./№ | Дата | Тема | Цель презентации |
1. |
| И в шутку, и в серьёз | для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
2. |
| Из старинных книг | для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи |
3. | 26.04.18 | Токмакова И. «Разговор Лютика и Жучка» | для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
Этапы урока | ИКТ используемые на урок | Цель использования ИКТ |
Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке |
Тема: Возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Мартин Игорь,
обучающийся 412 группы
Руководитель: Пещерова
Ольга Васильевна
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Городец, 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.