Презентация на тему: "Язык и речь. Основные требования к речи. Функциональные стили речи и их особенности"

  • pptx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Язык и речь.pptx

Язык и речь. Основные требования к речи. Функциональные стили речи и их особенности





Габитова Т.Н.

Язык

система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык.

Речь

это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом

исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком

Речь -

Это психический процесс.
Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (слово).
Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы).
Движущая сила развития речи –потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

Виды речи:

Внешняя речь:
- устная (диалогическая и монологическая);
- письменная.
Эгоцентрическая
Внутренняя
Жестовая
Дактильная (пальцами)


Устная речь

Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми.
Это всегда обращенная к собеседнику речь.
Смысловое содержание устной речи частично раскрывается с помощью интонации, мимики, жестов и т. д

Виды устной речи:

Монологическая речь – когда
говорящий в течение относительно
длительного времени излагает свои
мысли, не будучи прерываем д
ругими людьми (лекции, доклады,
устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.)


Диалогическая речь - разговор, в
котором участвует не менее двух
собеседников (беседа, всегда связана
с необходимостью отвечать на
вопросы или реплики собеседников).

Письменная речь

Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной.
Обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации.
Письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

Внутренняя речь 

Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям.

Не является средством общения.

Она имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением.

Она органически участвует во всех мыслительных процессах.

эгоцентрическая речь

Эта речь, адресованная самому
себе, которая является переходом
внешней разговорной речи во
внутреннюю.
Этот своеобразный вид речи отмечается у детей дошкольного возраста.
Такой переход совершается в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого человека (размышляет вслух)

Жестовая речь

это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов.

Дактильная речь (пальцами)

это своеобразная форма
речи, воспроизводящая
слова пальцами рук.
Дактилос – в переводе
с греческого «палец».
Каждой букве алфавита
соответствует особое
положение пальцев.

Функции речи

Коммуникативная– это главная функция речи, она проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку.

Функции речи

Номинативная(назывная, сигнификативная) – дающая название предмету. При помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.

Функции речи

Индикативная (указывающая на предмет) использование речи для передачи другим людям некоего сообщения с целью явного или неявного указания на некий объект.   

Функции речи

Интеллектуальная– носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина).
Она дает возможность осуществить главнейшую функцию — быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным.

Функции речи

Функция социализации– приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя)
Овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.

Функции речи

Регулятивная– функция внешнего контроля поведения.
В. Шефнер написал:
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Функции речи

Рефлексивная– самоконтроль. (И.А. Зимняя)
Размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий

Функции речи

Экспрессивная– отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов).
Выражается прежде всего через голос и темп высказывания.