Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи – знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники , создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: лекции, семинары, семинары- практикумы, проведение мастер – классов, тренингов и т. д.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейное участие в детской исследовательской и проектной деятельности.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно – правовых документов, в т.ч. «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;
индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;
систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;
привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.
1. Первые контакты между семьями и ДОУ
приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия;
представление родителям письменной информации об учреждении;
встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения;
составление договора.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
рекомендаций посетить врача и т.п.;
посещений родителей с тем, чтобы они помогли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов ; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
8.Ведется социально-психологическая служба.
Совместные мероприятия педагогов и родителей
Совместные мероприятия педагогов и родителей | Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей |
Родительские собрания | Дни открытых дверей |
Конференции | Турниры знатоков |
Консультации | Кружки |
Беседы | КВН, викторины |
Вечера для родителей | Праздники |
Кружки для родителей | Семейные конкурсы |
Тематические выставки | Выпуск газеты |
1. Проекты | Просмотры фильмов |
Педагогические советы | Концерты |
Родительский комитет | Оформление групп |
Встреча с администрацией | Соревнования |
Благоустройство ДОУ и территории | |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.