Презентация на тему:«Реформация и Контрреформация»

  • ppt
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реформация и контреформация.ppt

Тема: «Реформация и Контрреформация»

Важнейшие даты:

1524–1525 гг. — крестьянская война в Германии;
1540 г. — основание ордена иезуитов;
1545–1563 гг. — Тридентский собор;
1555 г. — Аугсбургский религиозный мир.
Термины: Контрреформация, протестантизм, кальвинизм, иезуиты.

Персоналии: Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, Мигель Сервет, Григорий XIII.

Основные моменты его выступления Лютера

Критика индульгенций: Лютер утверждал, что продажа индульгенций и вера в то, что они могут избавить от грехов, искажает истинное христианство. Он считал, что прощение даруется исключительно по милости Божией, а не за деньги.

Автономия веры: Он подчеркивал важность личной веры и отношения человека с Богом, что означало, что спасение не зависит от церковных обрядов и иерархии.

Слово Божие: Лютер настаивал на том, что Библия должна быть доступна всем и что каждый верующий имеет право интерпретировать Писание. Он выступал за перевод Библии на народные языки, чтобы обычные люди могли читать ее самостоятельно.

Общество и церковь: Он критиковал не только практики церкви, но также состояние общества, увидев в нем необходимость в реформировании не только религиозных, но и социальных и политических структур.

Выступления Лютера привели к масштабным переменам в христианском мире и стали основой для создания различных протестантских конфессий. Его идеи вдохновили миллионы людей на поиск более личного и искреннего отношения к вере и трансформацию религиозной практики.

Реформация и Крестьянская война в Германии

Поддержка Мартина Лютера со стороны князей, таких как Фридрих Мудрый и Альбрехт Бранденбургский, способствовала распространению Реформации.
Однако Томас Мюнцер критиковал Лютера, считая его идеи недостаточно радикальными. Он обвинял князей в угнетении народа и проповедовал, что богатства должны принадлежать всем, а не только элите. Реформация сочетала религиозные и социальные элементы, отражая разные взгляды среди её сторонников.
Реформация находилась на пересечении религиозных и социальных движений, отражая различные взгляды среди её сторонников.

В 1524 году в Германии началась масштабная крестьянская война.
Восстание охватило огромные территории и сотни тысяч крестьян.
Среди восставших не было единства, что затрудняло организованное сопротивление.
Были изданы несколько документов, включая «Двенадцать статей», «Статейное письмо» и «Гейльброннская программа», отражающие требования крестьян.

«Статейное письмо»: Дворянам и духовенству предлагалось отказаться от имущества и привилегий, жить согласно христианской добродетели.

«Гейльброннская программа»: Отразила интересы городских жителей. Она призывала:

Передать всю власть императору.
Превратить князей в должностных лиц.
Лишить духовенство светской власти.
Создать общеимперское законодательство.
Учредить выборный суд.
Отменить внутренние таможенные пошлины.
Секуляризовать земли церкви.

Людвиг фон Гельфенштейн: Вюртембергский граф и враг восставших крестьян, который первым начал борьбу с ними.
Казнь графа: Его казнь и сторонников вызвали панику среди аристократов, после чего многие феодалы начали подчиняться крестьянам и помогать им.
Разрозненные действия: Крестьяне были плохо вооружены и действовали разрозненно, что привело к подавлению восстания в 1525 году, с тысячами погибших, включая Мюнцера.
В 1529 году рейхстаг в Шпайере запретил Реформацию, на что некоторые князья протестовали.
Сторонников Реформации стали называть протестантами, а их веру — протестантизмом.
Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации. Объединяет множество самостоятельных течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм.

Аугсбургский мир в 1555 г.. принцип «Чья власть, того и вера».

Второй центр Реформации: Швейцария стала вторым центром Реформации, где в 1520-х годах реформу церкви в Цюрихе провел Ульрих Цвингли (1484–1531).

В 1536 году в Женеву из Франции приехал богослов Жан Кальвин (1509–1564), который изложил свои взгляды в книге «Наставление в христианской вере».
Кальвин учил, что судьба человека предопределена заранее, и единственным показателем избранности является успех в делах и материальное благополучие.
Истинные верующие должны полностью посвятить себя работе, экономить и накапливать богатство, что противоречит католическому учению.
Кальвин считал, что церковные общины должны управляться выборными старшинами (пресвитерами), а проповеди должны произносить пасторы.
Учение Кальвина получило название кальвинизм, а его последователей стали называть кальвинистами.
Кому было выгодно учение Жана Кальвина?

Жан Кальвин установил строгие правила: все жители должны были посещать церковные службы, запрещались танцы, игры и нарядная одежда. Нарушителей ожидали наказания.
За ненависть к другим религиям Кальвин получил прозвище «женевский папа». В 1553 году по его требованию был сожжен на костре испанский учёный Мигель Сервет.
Идеи Реформации в Швецию принесли братья Олаф и Ларс Петри после поездки в Германию в 1517 году.
Король Густав Васа, после конфликта с папой римским, стал склоняться к протестантской вере, что способствовало введению богослужения на шведском и секуляризации монастырского имущества.

Контрреформация – церковная политика, направленная на то, чтобы остановить распространение протестантизма.

Одним из главных орудий борьбы с протестантами стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой в 1540 году, который стремился укрепить католическую церковь, открывая школы и давая бесплатное образование.
В 1545 году в Триденте открылся церковный собор, осудивший Реформацию и подтвердивший католические догматы, а также принявший меры для повышения авторитета церкви, включая создание семинарий и запрет торговли церковными должностями.

«И тогда-то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой…”

Одним из методов борьбы с распространением протестантских идей стал «Индекс запрещённых книг», созданный для сжигания литературы, считавшейся вредной католической церковью; этот индекс действовал до середины XX века.
Папа римский Григорий XIII активно поддерживал католиков, отправляя иезуитов с проповедями в другие страны и интригуя против протестантских правителей, что способствовало укреплению позиций католической церкви.

Д.З Параграф

Посмотрите также