Выпускная квалификационная работа на тему:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ КАК КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯЮИНСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский педагогический колледж»
Отделение школьное
Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик
Обучающийся группы № 941
очной формы обучения
Нелюба Александра Юрьевна
Руководитель:
Андронова Анна Владимировна
Актуальность исследования
Актуальность темы исследования заключается в том, что
развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с ОВЗ, а именно устной речи, является актуальной проблемой современного образования, в том числе – и преподавания литературного чтения в начальной школе. Современная образовательная теория видит функцией гуманизацию учебы. Принципиально переосмысляются положение учителя и обучающихся в учебно-воспитательном деле, что, в свою очередь, является обязательным созданием на основе совместно-распределённой деятельности среды обучения.
«Умение выражать свои мысли»
Это важный навык, который формируется у детей уже в младшем школьном возрасте. В этом возрасте детям помогают учителя начальной школы развивать навыки речевой деятельности, которые позволяют им четко и ясно выражать идеи, чувства и мнения.
Предмет исследования
педагогические условия формирования умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения.
Цель исследования
теоретическое и практическое обоснование педагогических условий формирования умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения.
Задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; дать характеристику умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения.
2. Изучить педагогические условия формирования умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения.
3. Описать опыт учителя по формированию умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на урок литературного чтения
4. Провести анализ реализации педагогических условий по формированию умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения.
5. Составить методические рекомендации с циклом конспектов по формированию умения выражать свои мысли у младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ КАК КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает
Единство образовательного пространства Российской Федерации
Преемственность основных образовательных программ начального общего образования
- любознательный , активный и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- способный к организации собственной деятельности;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
- умеющий обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Цели литературного чтения
овладение базовыми навыками чтения;
знакомство с литературой и детской книгой;
формирование способов и приёмов работы над текстом и книгой;
обеспечение общего и литературного развития.
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ КАК КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИ
Сегодня каждый педагог ставит на первое место те пути обучения, которые способствуют:
повышению качества обучения
выявлению внутренних резервов личностной активности
Выявлению
мыслительных процессов и памяти обучающихся
Рисунок 1. - уровень сформированности умения выражать свои мысли как компонента коммуникативных УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения в 3 классе
10 человек у которых высокий уровень умения выражать свои мысли, умение грамотно и четко говорить.
3 человека, которые не отличаются высоким уровне умения выражать свои мысли на уроках литературного чтения но при этом активны и любознательны.
3 человека, которые испытывают трудности при выражении своих мыслей на уроках литературного чтения.
Приемы формирования умения выражать свои мысли на уроках литературного чтения.
Название | Описание |
Кластеры | Обучающиеся выделяют смысловые единицы текста при помощи мозгового штурма, сопоставления информации и систематизации; их графическое оформление (один из видов – «Корзина идей»). |
Чтение с остановками | Обучающиеся выполняют чтение текста по частям, с остановками для выполнения заданий и ответов на различные виды вопросов: «толстые» и «тонкие» вопросы – простые вопросы по фактическому содержанию текста и требующие развернутого, неоднозначного ответа; вопросы по «Ромашке Блума». |
Таблица «Знаю – Хочу – Умею» | Заполнение граф таблицы одновременно с чтением текста: знаю, хочу узнать, узнал. |
Таблица «Верные – неверные утверждения» | Обучающимся необходимо определить правдивость утверждений до и после чтения и высказать свое мнение. |
Перекрестная дискуссия | На заданные утверждения требуется привести аргументы «за» и «против». |
Работа с пословицами | После прочтения произведения \ рассказа \ текста обучающимся предлагается |
.
Таблица 6. КТП по литературному чтению УМК «Школа России»
Темы | Цель | Знания | Умения |
Л. Кассиль «Отметки Ирины Лебедевой» | Ознакомление с произведением Л. Кассиля. | научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. | делить текст на смысловые части и пересказывать их. |
Ю.И.Ермолаев «Проговорился». | Ознакомление с биографией писателя и его творчеством. Формировать умения выражаться. | находить отличия книги от журнала. | воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию в устной форме. |
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | Формировать умение выполнять пересказ на основе иллюстраций | научатся выражать свое мнение по прочитанному произведению | придумывать самостоятельно вопросы по содержанию текста. |
Г.Б. Остер «Вредные советы». | Формировать умение переделывать вредные советы в полезные. | воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию | выделение существенной информации из текстов разных видов. |
Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным, но вместе с тем многоаспектность и актуальность проблемы коммуникативных универсальных учебных действий обучения младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения подчеркивает необходимость дополнительного изучения.
Заключение по исследованию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.