Выполнила: Клименко Виктория, ученица 9 «В» класса МОБУ лицея №33 г. Таганрога.
Руководитель: Кириченко Екатерина Александровна, учитель русского языка и литературы
Научно-исследовательская работа «Прошлое, настоящее и будущее писем».
Письма помогают жить,
делая нас добрее…
А.П. Чехов
Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
Письмо - одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями
Актуальность проблемы заключается в том, что среди подростков 15-16 лет эпистолярный жанр не пользуется популярностью. Сейчас мобильные телефоны, Интернет - современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были единственным средством коммуникации, и написание писем было умелым искусством.
Введение
Письмо зародилось еще в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии.
Древнее письмо называли пиктографией
В России письмо появилось в 8-9 вв.
Особо значимыми для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны.
История письма и виды писем
Цель исследовательского проекта:
исследовать историю появления письма и почты, проследить насколько актуальны письма на бумажном носителе в наш век компьютерных технологий, привлечь внимание обучающихся 9 классов к письму на бумажном носителе, формировать навыки написания письма.
Гипотеза: мы предполагаем, что среди подростков 15-16 лет электронные письма в виде СМС пользуются большим успехом по сравнению с письмами на бумажном носителе; что современные средства связи полностью могут заменить письма.
Задачи:
1. Познакомиться с историей создания появления письма и почты.
2.Узнать, какие виды писем существуют.
3. Формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;
4. Выявить предпочтения обучающихся 9 классов по данному вопросу;
5. Провести классный час по теме: «Письмо в будущее».
1) приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо;
2) вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания;
3) основная часть – изложение информации, интересующей адресата;
4) заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания;
5) подпись, дата.
Обязательные элементы письма:
Текст делится на абзацы.
Бумага для письма.
Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.
Содержание письма должно быть подчинено логике.
Оформление письма.
Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.
post scriptum - «P.S.».
Подпись в конце текста.
ВАЖНО!
Отправляют письмо в конверте, написав адрес.
Раньше письмо складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.
Правила написания писем:
В бумажном письме присутствует почерк - отражение личности автора письма.
Рукописные письма наполнены эмоциями, тогда как электронные пишутся, чтобы передать информацию.
К написанию рукописных писем подходят более ответственно.
Рукописные письма располагают к анализированию прожитого.
Сравнение содержания письма и современного SMS сообщения
Анализ информации полученной в ходе анкетирования показывают, что общение подростков происходит по большей части в интернет-ресурсах, в основном в социальных сетях и через смс-сообщения. Также подавляющую часть голосующих вполне устраивают доступные в настоящее время способы общения.
Итак, проведя исследование, мы выявили, что современные подростки редко пишут письма, а если и пишут, то только тогда, когда им надо переслать документы (деловое письмо) или надо поздравить человека с каким-либо праздником (поздравительная открытка внутри).
Результаты и обсуждение результатов
Проанализировав несколько писем, написанных девятиклассниками, можно сказать, что современные подростки излагают свои мысли в эпистолярном жанре на среднем уровне.
Предложить учащимся 9 классов написать письмо солдату в 1941 год и проанализировать: смогут ли они верно изложить свои мысли на бумаге, а не в смс-сообщении
Мы выявили, что большинство девятиклассников редко пишут письма, а если и пишут, то только тогда, когда им надо переслать документы (деловое письмо) или когда надо поздравить человека с каким-либо праздником (поздравительная открытка внутри). Результаты проведенного нами анкетирования подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Мы считаем, что материалы нашей исследовательской работы могут быть частично или полностью использованы в образовательных учреждениях на уроках развития речи, классных часах. Крайне необходимо проводить уроки письма, организовывать конкурсы по написанию тематических писем, например, «Письмо другу», «Письмо ветерану» и т.п., для того чтобы обучающиеся могли научиться излагать свои мысли и описывать эмоции на листе бумаги. Это поможет развитию грамотности и умения правильно оформлять внутреннюю речь, переводя ее сначала в письменную, а затем в устную.
Заключение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.