Презентация "Научное познание: динамика и структура развития.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 12.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентацию можно использовать на занятиях по астрономии на начальном этапе изучения.
Иконка файла материала научное познание.pptx


Научное познание:
динамика и структура

Трубочкина С.В., преподаватель
ГАПОУ ПО «ПАК»

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется.
Д. Прянишников

Знания

псевдонаучные

научные

Мистика,
Спиритизм,
Экстрасенсо-
рика

ЦЦЦцель

Цель: как отличить псевдонаучное знание от
научного

Задачи:


1. изучить закономерности
развития научных знаний

2) исследовать динамику развития
научного знания

3) провести структурный анализ
возникновения и развития научных
теорий

4) доказать, что космологические
теории являются истинно научными
знаниями.

Методы
исследования:

изучение научной литературы
по проблеме (Интернет-ресурсы),
исторический анализ проблемы.

Что такое космология?

Космология – это наука о Вселенной, о ее эволюции от начала до сегодняшнего дня (и далее).

Факт

Гипотеза

Доказательство
гипотезы

Теория

Основные формы
научного познания

Проблема

Взгляд в звездное небо

Звезды кажутся неподвижными,
Но если подождать с фотокамерой
Немного, то мы увидим…

Взгляд в звездное небо

Конечно, мы знаем, что это не
звезды вращаются вокруг нас,
А Земля вращается вокруг
своей оси

В 1912—1915 гг. обнаружили, что лучевые скорости спиральных туманностей намного больше скоростей звезд - туманности как бы разбегались от нас.

Факты

Гипотеза

В 1922 г. Э. Хаббл уверенно предположил, что звезды движутся, их лучевые скорости растут прямо пропорционально расстоянию

Доказательство
гипотезы

Была проведена огромная работа по проверке закона. В настоящее время его действие проверено и подтверждено до расстояний свыше 10 млрд. св. лет то есть практически до «границы» нашей Вселенной, оцениваемой в настоящее время в 14,7 млрд. св. лет.

Теория Большого
взрыва

Из всего следует то, что Вселенная расширяется! Раз Вселенная завтра будет больше, чем сегодня, значит, вчера она была меньше, а миллиард лет назад еще меньше,…и был момент времени, когда размер Вселенной был бесконечно малым!

Вопрос: Что было в этот момент времени?

Ответ: БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ!!!

Доказательство. Принцип последовательности

Этот принцип означает, что каждая высшая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях

Доказательство. Принцип круговой цикличности

Этот принцип означает, что новые объяснения формулируются на основе раннее сформулированных объяснений, в результате образуются замкнутые цикличные объяснения, в которых вещь №1 объясняется на основе вещи №2, в свою очередь вещь №2 объясняется на основе вещи №1. Круг-цикл замыкается сам в себе.

Основные закономерности:

1.Преемственность в развитии научных знаний.
2.Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.
3. Дифференциация и интеграция наук.
4.Взаимодействие наук и их методов.
5.Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
6.Теоретизация и диалектизация науки.
7.Ускоренное развитие науки
8. Свобода критики, недопустимость монополизации и догматизма.

Доказательство

Доказательство. Принцип фальсификации

Например. Гипотеза «В богатых
скоплениях галактик присутствует
невидимая, темная материя,
которая и удерживает галактики».

Научное знание

Псевдонаучное знание

можно опровергнуть
эмпирически

нельзя опровергнуть
эмпирически

Например. Гипотеза «Души людей
после смерти попадают
в Загробный мир».

М. Борн

« Я убежден, что такие идеи, как абсолютная определенность, абсолютная точность, конечная и неизменная истина и т.п., являются призраками, которые должны быть изгнаны из науки ... ибо вера в то, что существует только одна истина и что кто-то обладает ею, представляется мне корнем всех бедствий человечества».

Спасибо за внимание!