Презентация "Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью"

  • pdf
  • 20.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.pdf



Характеристика детей

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций (анализирующего восприятия, произвольной памяти, словеснологического мышления, речи и др.). Для таких детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих детей наблюдаются нарушения в физическом развитии. Понятие «интеллектуальная недостаточность» – психолого-педагогическое, традиционно включает в себя такие клинические формы нарушений, как олигофрения и деменция.

Психическое недоразвитие при умственной недостаточности имеет тотальный характер и охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, личностную. Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной недостаточности является инактивность.

Небольшой объем, слабая устойчивость и переключаемость, малая произвольность внимания обусловливают затруднения учащихся при анализе предметов, при переключении внимания с одного объекта на другой.

Отклонения в речевом развитии детей обнаруживаются при характеристике различных сторон речевой деятельности: фонетико-фонематической, лексико-семантической, логикограмматической.

Бедность словарного запаса, сниженная речевая активность и потребность детей в общении ограничивают их коммуникативные возможности.

Эмоциональная сфера

Наряду с недоразвитием познавательной деятельности отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы. При относительной сохранности элементарных эмоций имеет место выраженное недоразвитие эмоций социально-нравственного характера. Эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность чувств ограничивает детей в эмоциональных проявлениях, в понимании эмоционального состояния другого человека, неспособности к сопереживанию.







Словесные методы

 Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей.

Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

Для того чтобы применение наглядных средств обучения способствовало повышению        эффективности процесса        преподавания,   необходимо учитывать ряд требований:

1.             Следует подбирать такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения.

2.             Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая с ним будет проводиться работа (например, какая таблица будет служить подтверждением сказанному, из какого объекта школьники с помощью учителя почерпнут новые сведения).

3.             Строго ограничивать количество наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать.

4.             Не следует выставлять всю подобранную к уроку наглядность сразу, нужно демонстрировать ее последовательно.

5.             Необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами.

Практические методы

Практические методы обучения основаны на практической деятельности     учащихся.      Этими      методами       формируют практические умения и навыки.

К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические      работы.      Использование      практических   методов     и приемов    обучения    широко       распространено      наряду        с     более традиционными – словесными и наглядными.

Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными:

1.        Упражнения.

2.        Лабораторные работы.

3.        Практические работы.

4.        Познавательные игры.

Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения.

Упражнения очень полезны для развития культуры речи, становления закономерного и последовательного мышления и когнитивных способностей у детей. Их можно разделить на три основных типа:

1. Устные – отличаются очень разнообразным назначением. С их помощью можно овладеть культурой и техникой чтения, изучить устный счет, научиться связно рассказывать, последовательно излагать информацию и т.д. Особенно важны упражнения при изучении родного и иностранных языков.

2.Письменные – в первую очередь к ним относятся диктанты, развивающие навыки стилистики, грамматики и орфографии, написание конспектов, сочинений, решения задач, письменные описания экспериментов и т.д.

3.Графические – работы по созданию чертежей, составлению разнообразных схем, графиков, карт, рисование альбомов и плакатов, зарисовки и т.д.

4.Производственно - трудовые учебные упражнения.

Следует стремиться к разнообразию упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях приближенных к предыдущим, а затем в новых. Однако замедленный темп работы умственно отсталых детей, трудности переключения требуют определенной ограниченности видов упражнений на одном уроке.

Познавательные игры

Познавательные игры. С их помощью можно создать ситуации, моделирующие окружающую действительность. Ученикам ставится задание найти выход из этой ситуации, что очень полезно для развития познавательных способностей. Дидактическая игра применяется не только как метод стимулирования и мотивации, но и как один из приемов, входящих в состав наглядноиллюстративного и частично-поискового методов. Она легко сочетается с методами объяснения и беседы.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. При правильном воспитании и обучении ребенка с нарушением интеллекта он в дальнейшем сможет адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.