Цели урока:
Повторить структуру периодической системы
понимать характер изменений свойств в периодах и вниз по группе
понимать, что элементы одной группы содержат на внешнем уровне одинаковое количество электронов
Изучить и понять тенденции в природе элементов , их электронной структуры и положение в таблице.
Языковые цели
Учащиеся должны:
уметь устно делать обобщения о группировке элементов
Предметная лексика и терминология
Периодическая таблица, элементы, электроны, внешняя
оболочка, связи, формы, строение, группа
такой же, в общем
Серия полезных фраз для диалога/письма
Мы знаем X, потому что Y
У всех X есть Y
X имеет Y электроны, потому что…
X и Y имеют то же количество /разные количества электронов, потому что они/не являются (оба) Z
X и Y не относятся к той же группе
ГлоссарийGlossary
Atomic Number –атомный номер
Symbol – знак элемента
Atomic Weight – атомная масса
Element – элемент
Periodic Table – Периодическая таблица
Groups – группа
Period – период
Electronegativity-электроотрицательность
Ionization energy-энергия ионизации
Electron-электрон
Формы и преимуществапериодической системы
Обсудим проблемные вопросы:
1.Почему мы не обнаруживаем новые элементы, которые могли бы быть расположены между железом и кобальтом?
2.Почему маловероятно, что будет обнаружен элемент № 116, и почему элемент № 110 никогда не будет доступен в необходимых количествах.
В 1829 году немецкий химик Дёберейнер
опубликовал найденный им «закон триад»:
атомный вес многих элементов близок к среднему арифметическому двух других элементов, близких к исходному по химическим свойствам (стронций, кальций и барий; хлор, бром и иод и др.).
Первую попытку расположить элементы в порядке возрастания атомных весов предпринял Александр Эмиль Шанкуртуа (1862), который разместил элементы вдоль винтовой линии и отметил частое циклическое повторение химических свойств по вертикали. Обе указанные модели не привлекли внимания научной общественности.
Октава Ньюлендса
В 1866 году свой вариант периодической системы предложил английский химик и музыкант Джон Александр Ньюлендс, в виде таблицы под названием «закон октав», которая включала в себя 62 химических элемента. Элементы были расположены и пронумерованы в порядке возрастания атомных весов.
В этом же десятилетии появились ещё несколько попыток систематизации химических элементов; ближе всего к окончательному варианту подошёл Юлиус Лотар Мейер (1864): составил таблицу из 44 химических элементов (из 63 известных).
В 1868 г. английский химик У.Олдинг (1829-1921) предложил таблицу, которая, по мнению автора, демонстрировала закономерную взаимосвязь между всеми элементами.
В 1869 г. Д.И.Менделеев предложил первый вариант Периодической системы химических элементов
Написав на карточках основные свойства каждого элемента (их в то время было известно 63), Менделеев начинает многократно переставлять эти карточки, составлять из них ряды сходных по свойствам элементов, сопоставлять ряды один с другим
Далее в течение следующих лет (1869-1871 гг.) Менделеев изучал и перепроверял те закономерности и "несообразности", которые были замечены в первом варианте "Системы элементов". Подводя итог этой работы, Д.И.Менделеев писал: "По мере возрастания атомного веса элементы сперва имеют все новые и новые изменчивые свойства, а потом эти свойства вновь повторяются в новом порядке, в новой строке и в ряде элементов и в той же последовательности, как и в предшествовавшем ряде.
"Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса"
Групповая работаЛабораторная работа
Цель работы
1. Для ознакомления со свойствами металлов, неметаллов и металлоидов.
2. Узнать расположение металлов, неметаллов и металлоидов в периодической таблице.
3. Пронаблюдать тенденции для металлических свойств элементов.
Цель:
Исследовать свойства нескольких элементов в периодической таблице и классифицировать их как металлы, неметаллы или металлоиды
.
Вопросы
Нарисуйте следующую таблицу и заполните ее.
|
|
|
а. хороший проводник тепла |
|
Ход работы
1. Запишите физическое состояние, цвет, блеск и другие наблюдаемые характеристики исследуемых веществ.
2. Используя микро-тестер проводимости, определите проводит ли электричество элементы . Если вы внимательно пронаблюдаете, вы можете увидеть, что некоторые полупроводники.
3. Чтобы определить, какие элементы являются гибкими, поместите один кусок элемента на бумажное полотенце, и аккуратно согните или коснитесь молотком. Элемент является хрупким, если он разрушается, когда по нему ударишь.
4. Проведите реакции с 1 М HCl, добавляя 5 мл кислоты в каждую пробирку. Затем добавьте небольшой образец (около 0,1 г) каждого элемента в промаркированные пробирки. Образование пузырей водорода свидетельствует о том, что происходит реакция. (Примечание: не все реакции энергичные, так что следите внимательно)
Задание
Включите все необходимые спецификации (группу, большие и малые периоды, блоки, названия основных групп, номера групп). Как расположены элементы в периодической системе? Попробуйте расположить исследуемые металлы и неметаллы.
На пустой таблице Менделеева, промаркируйте элементы, которые мы испытали в лаборатории. Укажите их как металл, неметалл или металлоид разным цветом.
Анализ и вывод:
Ответьте на следующие вопросы
1. Какие элементы показывают характеристики металлов?
2. Куда металлы находится в периодической таблице?
3. Какие элементы отображают характеристики неметаллов?
4. Где неметаллы, расположенны в периодической таблице?
5. Какие элементы показывают некоторые характеристики металлов и некоторых неметаллов?
6. Как изменяются металлические характеристики элементов в группе и периоде : уменьшаются или возрастают слева направо или справа налево или сверху вниз?
7. Как изменяются неметаллические характеристики элементов в группе и периоде : уменьшаются или возрастают слева направо или справа налево или сверху вниз ?
Некоторые свойства элементов как металлов и неметаллов.
Мы имеем две подгруппы:
1. неметаллы с очень низкой электрической проводимостью.
2. металлы с умеренной электропроводностью.
Электрическая проводимость металла увеличивается в зависимости от температуры.
Полупроводниковые приборы официально называется "металлоиды".
В чем разница между металлами и полупроводниками ?
заключается в том, что теплопроводность уменьшается с ростом температуры для металлов.
При рассмотрении вопроса о тенденциях в периодической таблицы, одним из факторов является уровень энергии электронов
Изменение атомного радиуса - очень важное значение в определении тенденций в периодической таблицы. Это расстояние между ядром и крайним (валентным ) электроном.
Атомный радиус
Через период слева направо, эффективность ядерного заряда существенно возрастает. Дело в том, что все элементы имеют то же ядро электрона, но число протонов в ядре увеличивается у каждого элемента.
Эффективность заряда ядра
Эффективность заряда ядра сверху вниз увеличивается .Это объясняется тем, что чем больше энергетических уровней в ядре, тем более равномерно распределены электроны, тем меньше экранирование, поэтому атомный радиус уменьшается вниз в периодической таблице.
Энергия ионизации
Ионизация энергии - это количество энергии, необходимое для извлечения электрона из атома. Она может быть первой, второй, третьей и т.д.за счет этой энергии каждый последующий электрон удаляется.
Первый уровень энергии ионизации имеет пиковое значение для благородных газов, поэтому очень трудно удалить электрон из благородного газа.
Задание
1.На таблице запишите номера групп
2.На таблице запишите номера периодов.
3.Зарисуйте кривую разделяющую металлы и неметаллы. 4.Назовите и закрасьте группы элементов.
А.1группа_________________ (желтым цветом)
Б.2группа_________________(светло-голубым)
В.3-12 группы_____________ (темно-синим)
Г.16 группа________________
Д.17группа_________________(светло-желтым)
Е.18группа_________________ (оранжевым цветом)
5.Закрасьте голубым цветом нижние два ряда за пределами периодической таблицы _____________________________ _____________________________
6.Закрасьте зеленым цветом элементы, встречающиеся в газообразном состоянии.
7. Закрасьте синим цветом элементы, встречающиеся в твердом состоянии.
8. Закрасьте красным цветом элементы, встречающиеся в жидком состоянии.
Взаимооценивание работ, учащиеся обмениваются работами друг с другом и оценивают
Групповая работаПрием «Карусель» Игра «Кто лишний»
Задание.Исключите из данного перечня или группы элементов один «лишний», т. е. элемент, который не подходит по основным признакам к другим.
Учащиеся в группах выполняют задание и через 2 минуты, меняются своими работами, после выполнения результаты вывешиваются и обсуждаются результаты ответов.
1 группа-металл или неметалл
2 группа-принадлежность к одной группе
3 группа-принадлежность к одному периоду
Для закрепления пройденного
материала, предоставляю вам нижеследующее задание по цели обучения, с приложением критерии успеха:
Цель обучения | (9.1B) понять, что завершение внешней электронной оболочки приводит к стабильности атома |
Знание и понимание | Учащийся достиг цели обучения, если |
Задание
1.Вам представлены элементы: B, Cl, N ,K и O.
Запишите схемы, показывающие достижение устойчивой электронной конфигурации атомами предложенных элементов путем отдачи или присоединения определенного количества электронов.
2.Напишите электронные конфигурации элементов №10,18,36 .
3.Используя данные задания 2 объясните, что завершение внешней электронной оболочки приводит к стабильности атома
Выводы
Все элементы имеют порядковый номер и расположены в порядке возрастания
Периоды
Горизонтальные ряды элементов, расположенные по
возрастанию их атомных масс
Всего 7
Обозначаются арабскими цифрами
Во всех периодах с увеличением атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств
Группы
Вертикальные ряды элементов, сходных по свойствам и расположенных по возрастанию атомных масс
Групп 18
Группы делятся на главную (А) и побочную (В) подгруппы
В группах , в главных подгруппах ,сверху вниз с увеличением атомных масс наблюдается усиление металлических и ослабление неметаллических свойств.
Итак, каковы были цели обучения сегодняшнего урока?
(9.1С) повторить строение и номенклатуру периодической таблицы
(9.1С) ознакомиться с распределением элементов в таблице
(9.1С) понять, что элементы одной группы содержат на внешнем уровне одинаковое количество электронов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.