Понятие УУД
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Совокупность действий учащегося, обеспечивающих …способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты
1. Уточнить понятие УУД –«Что такое УУД»?
2. Уточнить механизм формирования УУД на основе системно-деятельностного подхода
-«Как формировать УУД»?
Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение
Контроль
5
6
9
8
3
4
7
1
2
Технология деятельностного метода
(ТДМ)
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
С−26
Реализация ТДМ на уроках по разным учебным предметам создает условия для системного прохождения учащимися 1-го шага формирования УУД.
Этапы формирования УУД
3. Определить основную цель надпредметного курса «Мир деятельности» «Что такое МиД и почему он необходим?»
Система знаний
Виды УУД | Информационный ресурс (литература, методики, приемы…) |
Познавательные УУД:… | |
Коммуникативные УУД:… | |
Личностные УУД:… | |
Регулятивные УУД:… |
?
Приобретение знаний
Первичный опыт и
мотивация
Тренинг в применении знаний,
самоконтроль и коррекция
Контроль
МИД
?
неосознанно
«Мир деятельности»
Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.
Программа
надпредметного курса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Организационно-рефлексивная
Основная цель:
Курс «Мир деятельности» состоит
из четырех содержательно-методических линий:
2. Коммуникативная:
Основная цель:
формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия,
волевой саморегуляции
4. Ценностная:
3. Познавательная:
Основная цель:
Программа
надпредметного курса
«Мир деятельности»
ЛИНИИ КУРСА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Организационно-рефлексивная линия | 36 |
Коммуникативная линия | 19 |
Познавательна линия | 15 |
Ценностная линия |
№ | Тема урока |
1 | Учиться… А что это значит? |
2 | Учитель и ученик. |
3 | Затруднение – мой помощник в учении. |
4 | Как выяснить, что я не знаю? |
5 | Зачем ученику домашнее задание? |
6 | Пробное учебное действие. |
7 | Не могу, остановлюсь, чтобы подумать. |
8 | Причина затруднения. |
9 | Как проверить свою работу. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
1 КЛАСС
№ | Тема урока |
1 | Домашнее задание делаю сам. |
2 | Как построить новое знание? |
3 | Ставлю цель. |
4 | Ключи к новым знаниям. |
5 | Результат открытия нового знания. Эталон. |
6 | Как исправить свою ошибку. |
7 | Я знаю. Я умею. |
8 | Как выяснить, что я не умею. |
9 | Подробный образец. |
10 | Как превратить своё неумение в умение. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
2 КЛАСС
№ | Тема урока |
1 | Типы фиксации индивидуального затруднения. |
2 | Определяю место и выявляю причину затруднения. |
3 | Планирование учебной деятельности. |
4 | Как научиться применять новое знание? |
5 | Как самому оценить свою учебную деятельность? |
6 | Уточнение шагов учебной деятельности (12). |
7 | Урок − помощник. Определяю место затруднения. |
8 | Урок − помощник. Выявляю причину затруднения. |
9 | Уточнение алгоритма исправления ошибок. |
10 | Урок-помощник – основные шаги (12) |
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
3 КЛАСС
№ | Тема урока |
1 | Мотивация в учебной деятельности. |
2 | Проекты и их реализация в учебной деятельности. |
3 | Включение в систему знаний. |
4 | Алгоритм исправления ошибок. |
5 | Рефлексия учебной деятельности. |
6 | Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов ). |
7 | Уточнение структуры коррекционной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
4 КЛАСС
Подготовь рабочее место.
Проговори, что надо сделать. (Убедись, что ты правильно понял задание.)
Определи и проговори все правила, алгоритмы, … , необходимые для выполнения задания.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Организационно-рефлексивная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования регулятивных УУД.
Программа
надпредметного курса
«Мир деятельности»
Структура линии | Планирование |
Коммуникативная линия | 20 ч |
1 класс | 3 ч |
2 класс | 5 ч |
3 класс | |
4 класс | 7 ч |
Аксиома: «Коммуникативное взаимодействие»
где стрелки от организатора – предоставление слова в определенной позиции; стрелки от арбитра – предоставление критериев; стрелки от автора и критика – обращение за критериями; прямоугольники – передаваемые тексты.
|
|
планирование учебного сотрудничества с учителем |
|
|
Учитель и ученик. |
|
|
|
|
|
Работа в парах. Работа в группах. |
|
|
|
|
|
|
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Коммуникативная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных УУД.
Программа
надпредметного курса
«Мир деятельности»
Структура линии | Планирование |
Ценностная линия | 15 ч |
1 класс | 5 ч |
2 класс | 3 ч |
3 класс | |
4 класс | 4 ч |
ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ
№ | Тема урока |
1 | Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности. |
2 | Ценности нашей жизни. Здоровье. |
3 | Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности. |
4 | Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности. |
5 | Личностные качества ученика: доброжелательность. |
1 КЛАСС
ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ
№ | Тема урока |
1 | Ценности нашей жизни. Знание. |
2 | Личностные качества: целеустремлённость в учебной деятельности. |
3 | Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности. |
2 КЛАСС
№ | Тема урока |
1 | Личностные качества: вера в себя. |
2 | Личностное качество самокритичность. |
3 | Ценности нашей жизни. Дружба. |
3 КЛАСС
ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ
№ | Тема урока |
1 | Ценность. Творчество и созидание. |
2 | Личностное качество: ответственность в учебной деятельности. |
3 | Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим. |
4 | Мои сильные стороны как ученика. |
4 КЛАСС
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Ценностная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для достижения личностных результатов.
Программа
надпредметного курса
«Мир деятельности»
Структура линии | Планирование |
Познавательная линия | 15ч |
1 класс | 1 ч |
2 класс | 3 ч |
3 класс | 6 ч |
4 класс | 5 ч |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
№ | Тема урока |
1 | Как научиться быть внимательным. |
1 КЛАСС
№ | Тема урока |
1 | Чувства − мои помощники в учебе. |
2 | Учусь анализировать. |
3 | Учусь сравнивать. |
2 КЛАСС
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
№ | Тема урока |
1 | Чувства − мои помощники в общении. |
2 | Как развивать память. |
3 | Наблюдение как метод познания. |
4 | Моделирование как метод познания. |
5 | Учусь обобщать. |
6 | Учусь классифицировать. |
3 КЛАСС
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
№ | Тема урока |
1 | Исследование как метод познания. |
2 | Правила и способы поиска информации. |
3 | Работа с текстом. |
4 | Информация. Представление информации. |
5 | Аналогия. |
4 КЛАСС
Курс «Мир деятельности»
Надпредметный курс
«Мир деятельности»
Программа духовно-
нравственного
развития и воспитания
обучающихся
Программа формирования
культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа формирования
универсальных учебных
действий
Рабочие программы
по предметам
Работа с родителями
Урочная и внеурочная деятельность
5. Рассмотреть:
методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности» – «Что такое «МиД для учителя, и что такое МиД для ученика?»
организацию работы с методическим обеспечением курса «Мир деятельности» –
«Как работать с новым курсом?»
Методическое обеспечение
курса «Мир деятельности», 1 класс
Программа курса
Сценарии уроков
Презентации к урокам
Демонстрационный и раздаточный материал
Учебная тетрадь
Разрезной материал + Наклейки
Эталоны + «Копилка моих достижений»
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
ДЛЯ УЧЕНИКА:
Программа
надпредметного курса
«Мир деятельности»
занятия проводятся 1 раз в неделю
надпредметные знания системно применяются на предметных уроках
возможно проведение открытых занятий ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями
все занятия проводятся в деятельностном методе обучения
Урок 5 (коммуникативная линия)Тема: Учимся работать в парах.
Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности
Заметки на полях:
Основные структурные элементы урока:
Новое знание
Задание на пробное действие
Фиксация затруднения
Фиксация причины затруднения
Цель деятельности учащегося
Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксированы четыре основные правила парной работы.
Вариант проведения урока
Оборудование:
Демонстрационные материалы (изданное пособие): Д−5.1
Печатные материалы (возможна распечатка на принтере):П–5.1а–б
Разрезной материал (на каждого ребенка в учебном пособии):
Наклейки к уроку 5. Правила работы в паре (в учебном пособии).
Эталон к уроку 5: «Правила работы в паре» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).
Презентация к уроку 5 (на диске): слайды 1–12.
Сценарий урока (Вариант проведения урока)
После урока
Своё несогласие высказывай вежливо
Если не понял, переспроси
Один говорит, другой слушает
Работать должны оба
Списывайте друг у друга
Мойте руки перед едой
Своё несогласие высказывай вежливо
Если не понял, переспроси
Один говорит, другой слушает
Работать должны оба
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.