Презентация опыта: Надпредметный курс «Мир деятельности» – ключевое звено по формированию УУД

  • ppt
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация выступления Медуницы ТН.ppt

Надпредметный курс «Мир деятельности» –
ключевое звено по формированию УУД

Понятие УУД

Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Совокупность действий учащегося, обеспечивающих …способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты

1. Уточнить понятие УУД –«Что такое УУД»?

Виды УУД

Познавательные

Личностные
Регулятивные




Коммуникативные

2. Уточнить механизм формирования УУД на основе системно-деятельностного подхода
-«Как формировать УУД»?

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение


Контроль

Система дидактических принципов

5

6

9

8

3

4

7

1

2

Технология деятельностного метода
(ТДМ)

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

С−26

Реализация ТДМ на уроках по разным учебным предметам создает условия для системного прохождения учащимися 1-го шага формирования УУД.

Этапы формирования УУД

Голосование 1

3. Определить основную цель надпредметного курса «Мир деятельности» «Что такое МиД и почему он необходим?»

Система знаний

Виды УУД

Информационный ресурс (литература, методики, приемы…)

Познавательные УУД:…

Коммуникативные УУД:…

Личностные УУД:…

Регулятивные УУД:…

?


Приобретение знаний

Первичный опыт и
мотивация

Тренинг в применении знаний,
самоконтроль и коррекция


Контроль

МИД

?

неосознанно

«Мир деятельности»

Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.

Программа
надпредметного курса

4. Познакомиться с содержательно методическими линиями курса –
«Из чего состоит МиД?»


Основные виды УУД в ФГОС


1. Регулятивные


2. Коммуникативные


3. Познавательные


4. Личностные


Основные линии курса «Мир деятельности»


1. Организационно- рефлексивная


2. Коммуникативная


3. Познавательная


4. Ценностная


1. Организационно-рефлексивная
Основная цель:
знакомство с шагами учебной деятельности

Курс «Мир деятельности» состоит
из четырех содержательно-методических линий:

2. Коммуникативная:
Основная цель:
формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия,
волевой саморегуляции

4. Ценностная:
Основная цель:
формирование нравственно-этических норм,
ценностных ориентиров, норм самовоспитания,
здорового образа жизни

3. Познавательная:
Основная цель:
знакомство с методами познания,
поиска информации, работы с текстами,
организация саморазвития познавательных процессов

Программа
надпредметного курса

«Мир деятельности»

ЛИНИИ КУРСА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Организационно-рефлексивная линия

36

Коммуникативная линия

19

Познавательна линия

15

Ценностная линия

Тема урока

1

Учиться… А что это значит?

2

Учитель и ученик.

3

Затруднение – мой помощник в учении.

4

Как выяснить, что я не знаю?

5

Зачем ученику домашнее задание?

6

Пробное учебное действие.

7

Не могу, остановлюсь, чтобы подумать.

8

Причина затруднения.

9

Как проверить свою работу.

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

1 КЛАСС

Тема урока

1

Домашнее задание делаю сам.

2

Как построить новое знание?

3

Ставлю цель.

4

Ключи к новым знаниям.

5

Результат открытия нового знания. Эталон.

6

Как исправить свою ошибку.

7

Я знаю. Я умею.

8

Как выяснить, что я не умею.

9

Подробный образец.

10

Как превратить своё неумение в умение.

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

2 КЛАСС

Тема урока

1

Типы фиксации индивидуального затруднения.

2

Определяю место и выявляю причину затруднения.

3

Планирование учебной деятельности.

4

Как научиться применять новое знание?

5

Как самому оценить свою учебную деятельность?

6

Уточнение шагов учебной деятельности (12).

7

Урок − помощник. Определяю место затруднения.

8

Урок − помощник. Выявляю причину затруднения.

9

Уточнение алгоритма исправления ошибок.

10

Урок-помощник – основные шаги (12)

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

3 КЛАСС

Тема урока

1

Мотивация в учебной деятельности.

2

Проекты и их реализация в учебной деятельности.

3

Включение в систему знаний.

4

Алгоритм исправления ошибок.

5

Рефлексия учебной деятельности.

6

Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов ).

7

Уточнение структуры коррекционной деятельности
(15 шагов ).

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

4 КЛАСС

Учебная деятельность, 4 класс

Подготовь рабочее место.

Проговори, что надо сделать. (Убедись, что ты правильно понял задание.)

Определи и проговори все правила, алгоритмы, … , необходимые для выполнения задания.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Организационно-рефлексивная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования регулятивных УУД.

Программа
надпредметного курса

«Мир деятельности»

Структура линии

Планирование

Коммуникативная линия

20 ч

1 класс

3 ч

2 класс

5 ч

3 класс

4 класс

7 ч

Аксиома: «Коммуникативное взаимодействие»

где стрелки от организатора – предоставление слова в определенной позиции; стрелки от арбитра – предоставление критериев; стрелки от автора и критика – обращение за критериями; прямоугольники – передаваемые тексты.


Основные виды УУД в ФГОС:


Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками,
постановка вопросов,



«Мир деятельности»


Тема урока

Учитель и ученик.
Я ученик. Правила поведения на уроке.
Учимся дружно. Работа в парах.
Учимся дружно. Работа в группах.
Учимся дружно.
Я – автор, я – понимающий.
Я − критик. Я − организатор.
Я − арбитр.
Учимся дружно. Команда (командная работа). Сотрудничество.


Основные виды УУД в ФГОС:


Коммуникативные




разрешение конфликтов;


«Мир деятельности»


Тема урока

Работа в парах. Работа в группах.
Учимся дружно.
Я – автор, я – понимающий.
Я − критик. Я − организатор.
Я − арбитр.
Учимся дружно.
Команда (командная работа). Сотрудничество.
Учимся дружно. Дискуссия.
Как не вступать в конфликт.
Как «принять» нового ученика в свой коллектив.
Как войти в новый коллектив.


Основные виды УУД в ФГОС:


Коммуникативные


управление поведением партнёра






умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


«Мир деятельности»


Тема урока


Работа в парах. Работа в группах.
Как понимать друг друга без слов.
Работаем вместе: организатор.


Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога.
Как быть понятым на уроке.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Коммуникативная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных УУД.

Программа
надпредметного курса

«Мир деятельности»

Структура линии

Планирование

Ценностная линия

15 ч

1 класс

5 ч

2 класс

3 ч

3 класс

4 класс

4 ч

АКТИВНОСТЬ

целеустремленность

ценности нашей жизни

жизнь

семья

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ

Тема урока

1

Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности.

2

Ценности нашей жизни. Здоровье.

3

Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности.

4

Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности.

5

Личностные качества ученика: доброжелательность.

1 КЛАСС

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ

Тема урока

1

Ценности нашей жизни. Знание.

2

Личностные качества: целеустремлённость в учебной деятельности.

3

Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности.

2 КЛАСС

Тема урока

1

Личностные качества: вера в себя.

2

Личностное качество самокритичность.

3

Ценности нашей жизни. Дружба.

3 КЛАСС

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ

Тема урока

1

Ценность. Творчество и созидание.

2

Личностное качество: ответственность в учебной деятельности.

3

Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим.

4

Мои сильные стороны как ученика.

4 КЛАСС

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Ценностная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для достижения личностных результатов.

Программа
надпредметного курса

«Мир деятельности»

Структура линии

Планирование

Познавательная линия

15ч

1 класс

1 ч

2 класс

3 ч

3 класс

6 ч

4 класс

5 ч

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Тема урока

1

Как научиться быть внимательным.

1 КЛАСС

Тема урока

1

Чувства − мои помощники в учебе.

2

Учусь анализировать.

3

Учусь сравнивать.

2 КЛАСС

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Тема урока

1

Чувства − мои помощники в общении.

2

Как развивать память.

3

Наблюдение как метод познания.

4

Моделирование как метод познания.

5

Учусь обобщать.

6

Учусь классифицировать.

3 КЛАСС

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Тема урока

1

Исследование как метод познания.

2

Правила и способы поиска информации.

3

Работа с текстом.

4

Информация. Представление информации.

5

Аналогия.

4 КЛАСС

Курс «Мир деятельности»
обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях ,

ГЛАВНОЕ −
закладывает систему знаний о всех УУД в комплексе.

«Со знанием должно быть обязательно связано умение…»
Адольф Дистервег

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ УУД


Надпредметный курс
«Мир деятельности»

Программа духовно-
нравственного
развития и воспитания
обучающихся

Программа формирования
культуры здорового
и безопасного образа жизни

Программа формирования
универсальных учебных
действий

Рабочие программы
по предметам

Работа с родителями


Урочная и внеурочная деятельность

5. Рассмотреть:

методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности» – «Что такое «МиД для учителя, и что такое МиД для ученика?»

организацию работы с методическим обеспечением курса «Мир деятельности» –
«Как работать с новым курсом?»

Методическое обеспечение
курса «Мир деятельности», 1 класс

Программа курса
Сценарии уроков
Презентации к урокам
Демонстрационный и раздаточный материал

Учебная тетрадь
Разрезной материал + Наклейки
Эталоны + «Копилка моих достижений»

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

ДЛЯ УЧЕНИКА:

Надпредметный курс
«Мир деятельности»

Наклейки
Разрезной материал


К каждому занятию курса:

ДЛЯ УЧЕНИКА:

Эталоны и «Копилка достижений»

К каждому занятию курса:

ДЛЯ УЧЕНИКА:

Программа
надпредметного курса

«Мир деятельности»

занятия проводятся 1 раз в неделю
надпредметные знания системно применяются на предметных уроках
возможно проведение открытых занятий ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями
все занятия проводятся в деятельностном методе обучения

Урок 5 (коммуникативная линия) Тема: Учимся работать в парах.

Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности

Заметки на полях:
Основные структурные элементы урока:
Новое знание
Задание на пробное действие
Фиксация затруднения
Фиксация причины затруднения
Цель деятельности учащегося
Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксированы четыре основные правила парной работы.

Вариант проведения урока

Оборудование:
Демонстрационные материалы (изданное пособие): Д−5.1
Печатные материалы (возможна распечатка на принтере):П–5.1а–б
Разрезной материал (на каждого ребенка в учебном пособии):
Наклейки к уроку 5. Правила работы в паре (в учебном пособии).
Эталон к уроку 5: «Правила работы в паре» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).
Презентация к уроку 5 (на диске): слайды 1–12.
Сценарий урока (Вариант проведения урока)

После урока


Своё несогласие высказывай вежливо

Если не понял, переспроси

Один говорит, другой слушает

Работать должны оба

Списывайте друг у друга

Мойте руки перед едой

Своё несогласие высказывай вежливо

Если не понял, переспроси

Один говорит, другой слушает

Работать должны оба

Как сформировать УУД
и умение учиться в целом?

Спасибо за внимание.
Удачи и творческих успехов!