ТАЛАНТ- ЭТО ТУДОЛЮБИЕ УМНОЖЕННОЕ НА ВРЕМЯ
О.Я.Чернова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ гимназия № 7, г. Бугульма
Каким должно быть образование сегодня, чтобы человеку нашлось достойное место завтра? Начальная школа переживает чаще других ступеней образования различные нововведения. Мне посчастливилось в своей педагогической деятельности поработать в разных системах начальной ступени образования и методом проб найти ту, которая приносит теперь радость мне и моим ученикам, поскольку направлена на развитие творческих способностей. По-настоящему влюбилась в образовательную программу «Перспектива». Она привлекательна содержанием, учебно-методическим и контролирующим комплектом, отвечает требованиям современной школы, моему потенциалу и является интересной для учеников. По этой программе работаю и сегодня.
По итогам наблюдений, контрольных тестов, психолого-педагогической диагностики, результатам работы класса, опроса родителей пришла к выводу, что мотивационная сфера ученика, цели его учебной деятельности, эмоции, состояние его умения учиться сильно влияют на мотивацию учения.
Работая в инновационном режиме, строю учебную и воспитательную работу через авторскую программу «Младший школьник». Разработанная мною программа воспитания реализует требования сегодняшнего дня – воспитывать личность творческую, самостоятельную, способную отстаивать свои идеи, с твёрдыми нравственными принципами, убеждениями, коммуникабельную и социально активную.
Всей своей работой с младшими школьниками стараюсь достигнуть целей: сохранения душевного и физического здоровья; обучения самостоятельному добыванию знаний из различных источников; раскрытия творческих потенциалов своих воспитанников; воспитания в ребенке тех человеческих качеств, умений, которые необходимы в общении и совместных делах.
Считаю, что работа по достижению этих целей позволяет накопить младшим школьникам позитивный социальный опыт, необходимый в учёбе и жизни.
В классе царит благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности. Об этом свидетельствуют результаты опроса родителей и учащихся, проведённые психологом.
Я строю свою работу с детьми на личностно-ориентированной основе, глубоко изучая способности и стремления каждого ученика, создаю условия для творческого развития каждого ребенка. В своей работе использую индивидуальный подход к ребенку с учетом его психофизиологических особенностей.
Стараюсь сделать так, чтобы ребятам было и трудно, и интересно, и весело, и радостно!
Я вижу эффективность своей деятельности по формированию позитивного социального опыта обучающихся в ежедневной, кропотливой, спланированной работе.
Участвуя в различных творческих делах, учащиеся отмечают, что учиться в гимназии им интересно, они хотят учиться, чтобы быть образованными, получить в дальнейшем хорошее образование и в стенах гимназии они могут развивать свои способности. После уроков одни спешат в музыкальную, спортивную школы, другие - в школу «Умников и умниц». Но на всех занятиях они развивают творческие умения, учатся анализировать проблемную ситуацию, ставить задачу или цель перед собой, самостоятельно делать обобщающие выводы, выделять главное в изучаемом объекте. Каждое заседание клуба «Умников и умниц» начинаю словами знаменитого французского писателя Жан Жака Руссо: «Может быть вы и не родились гениальными. Но талант во всех вас есть - это несомненно. Талантливы все! Дерзайте». И эти слова, как маяк, светят моим ученикам, и они стремятся к новым знаниям и успехам.
В своей работе стараюсь совместить учебный и воспитательный процесс. Работать – значит жить. Не падать духом, не делать трагедии из неудач, проявлять упорство, выдержку, а также - терпение и еще раз терпение. Вот мое кредо как классного руководителя. Сегодня в моём арсенале проектное обучение, компьютерные технологии, деятельностный метод обучения. А интерактивная доска, документ-камера приближают детей к музеям мира, заповедникам, к хорошим книгам и трудным задачам.
Для развития личности ребенка нужен коллектив. Когда он создан, то он превращается в средство воспитания личности. Я стремлюсь, чтобы у нас был такой коллектив, в котором хорошо будет каждому.
Для этого сама стараюсь постоянно гореть новой идеей, новым конкурсом, новой технологией. Становлюсь победителем и призером многих.
Сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка является необходимым условием любой деятельности, в том числе и обучения. По итогам наблюдений, контрольных тестов, психолого-педагогической диагностики, результатам работы класса, опроса родителей пришла к выводу, что мотивационная сфера ученика, цели его учебной деятельности, эмоции, состояние его умения учиться сильно влияют на мотивацию учения. В классе, где я являюсь классным руководителем, обучается двадцать восемь разных и интересных талантливых девчонок и мальчишек.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств педагога, именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Сегодня дети увлечены интерактивными приложениями к учебникам, энциклопедией Кирилла и Мефодия, электронными книгами, планшетами с огромными функциональными возможностями. Учителю и родителям нужно только верно расставить акценты, чтобы прогрессивные новинки XXI века приносили пользу для развития мышления и чувств ребёнка.
Семейный мир – это не только мир, ограниченный четырьмя стенами и крышей над головой. Несколько лет назад родилась идея организовать родителей в клуб «Семь Я». Объединение родителей помогло мне интереснее строить работу по программе воспитания «Младший школьник». Каждый родитель теперь переживает за «семью», учит тому, что умеет делать хорошо сам: устраивать семейные праздники, изготавливать интересные игрушки из бросовых материалов, отправляться в далекие и близкие путешествия, привозить из них массу впечатлений, видео- и фотоматериалов и ждать новых встреч в клубе «Семь Я». Коллектив родителей работает как единое целое.
В своей работе использую современные формы работы с родителями: консультации, тематические родительские собрания, тренинги, деловые игры, совместные экскурсии, творческие мастерские, мозговые штурмы. Родители сами становятся участниками деловых игр «Придумай название», «Экспериментатор и изобретатель», «Творец и выдумщик различных забав», «Искатель информации по теме».
Все дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в различных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных и творческих детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все стороны жизнедеятельности.
Ведущую роль в современной начальной школе играют творческие методы обучения.
Специфика исследовательской работы в начальной школе с творческими и одаренными детьми заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Я готовлю учеников их родителей к участию в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С обучающимися третьего класса удалось создать несколько интересных проектов. Изучая тему по окружающему миру «Национальные парки», мы узнали, что в Республике Татарстан создан национальный парк «Нижняя Кама». Этот парк расположен недалеко от города Бугульмы, и ребята загорелись желанием побывать там. Результатом исследовательской работы стал коллективный проект «Редкие и исчезающие животные национального парка «Нижняя Кама»», который отмечен Благодарственным письмом на II муниципальной научно-практической конференции города Бугульмы.
Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого она растит, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно. Психологи считают творчество критерием развития ребёнка. Нередко, родители, имеющие детей старшего школьного возраста, замечают, что недавно еще сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, дети становятся с каждым годом умнее, получают все больше знаний, но по мнению учителей и родителей, они теряют живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача учителей и родителей воспитывать и обучать их так, чтобы они не потеряли способности фантазировать, оригинально мыслить.
Ведущую роль в современной начальной школе играют творческие методы обучения.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
В нашей гимназии ребята глубоко чтут и уважают ветеранов. На уроках и внеклассных мероприятиях тема Великой Отечественной войны достаточна актуальна. Учениками в ходе работы над подготовкой Боевого листа собран большой материал по данной теме, проведена встреча с прадедушкой Полины Обоевой, который прошел долгий военный путь, а после войны очень многое сделал для развития родного города Бугульмы. Ребята с увлечением слушали музыку военных лет, перечитали книгу Рахима Теляшова «Татары в Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда (Санкт-Петербург,2005) и нашли два очерка о прадедах обучающихся класса - Кускеева Зуфара и Маер Эрики. Дети очень гордятся тем, что у них такие замечательные прадеды. Многие дети с особым трепетом держали в руках пожелтевшие от времени фотографии военных лет из семейных альбомов и рассказывали, что работа над проектом помогла им узнать лучше историю своей семьи. По рассказам своих родителей, бабушек и дедушек написали сочинения о своих прадедушках и прабабушках, участниках великой Отечественной войны, нарисовали рисунки. Все эти материалы были помещены в специальный выпуск классной газеты «Вы победили». Проект получился замечательным, так как работа делалась от сердца, интересовала каждого участника, была творческой, делилась между всеми обучающимися и многими из родителей. В XVI гимназической церемонии «Овация» газета отмечена дипломом лауреата в номинации «Вестник Победы». На праздничном гимназическом концерте каждый ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в микрорайоне гимназии и приглашённый на празднование праздника Победы, получил из рук гимназистов именно нашу газету. Теперь эту газету можно найти на сайте http//pedmir.ru. Со следующим выпуском мы продолжили исследование в этом напрвлении, узнали много интересных фактов. Двоюродная сестра Зуфара, Варвара Афонина выступила на научно-практической конференции им. С. Морозова, стала лауреатом, впоследствии призёром Всероссийского конкурса проектов, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Этих дней не смолкнет слава».
Участвуя в различных творческих делах, учащиеся отмечают, что учиться в гимназии им интересно, они хотят учиться, чтобы быть образованными, получить в дальнейшем хорошее образование и в стенах гимназии могут развивать свои творческие способности. После уроков одни спешат в музыкальную школу гимназии, другие - в школу «Умников и умниц». Но на всех занятиях они развивают свои творческие умения:
- анализировать проблемную ситуацию,
- ставить задачу или цель перед собой,
- самостоятельно делать обобщающие выводы,
- выделять главное в изучаемом объекте,
- на основе частных способов общие способы решения учебной или другой задачи, умение ставить задачу,
- решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов,
- быстро отыскивать необходимую информацию из разных источников,
- прогнозировать и предвидеть результаты своей работы.
Ребята активно участвуют в Эрудит - марафоне учащихся, Международных играх-конкурсах по математике «Кенгуру», русскому языку «Русский медвежонок-языкознание для всех», по информатике «Инфознайка», олимпиадах на портале «Учи. Ру», по основам безопасности жизнедеятельности «Спасатели», Всероссийских дистанционных олимпиадах, Международной эвристической олимпиаде «Совёнок», городских олимпиадах по русскому языку, математике, конкурсах чтецов, сочинений, творческих эколого-биологических проектах, конкурсах исполнителей музыкальных произведений, в различных спортивных соревнованиях становятся победителями. Становятся победителями, лауреатами, призерами. Каждый из моих учеников учится радоваться успехам других и стремится к лучшему сам.
Увлекает четвероклассников и работа над проектами. Традиционно ребята участвуют в конкурсе проектов «Планета Земля в опасности», «Вода – друг или враг» и занимают в коллективном проекте первое место. Конкурс «Бытовые отходы. Фантазия» раскрыл творческие способности не только детей, их родителей. Развитию воображения детей в семейном воспитании отводится особая роль. На консультациях, родительских собраниях, тренингах родители сами становятся участниками деловых игр «Придумай название», «Экспериментатор и изобретатель», «Творец и выдумщик различных забав», «Искатель информации по теме». Поддерживать интерес к творческой деятельности моих воспитанников из года в год помогают родители, объединившись в клуб «СемьЯ».
Действительно, семейный мир – это не только мир, ограниченный четырьмя стенами и крышей над головой. Это мир первых радостей и огорчений, первых ощущений. Мир, где мы читаем, разговариваем, думаем, отдыхаем, откуда уходим и куда возвращаемся. Создание клуба в стенах гимназии позволило сделать эту семью большой и дружной. Здесь каждый переживает за других, учит тому, что умеет делать хорошо сам: устраивать семейные праздники, изготавливать интересные игрушки из бросовых материалов, отправляться в далекие и близкие путешествия, привозить из них массу впечатлений, видео и фотоматериалов, и ждать новых встреч в клубе «Семь Я».
«Может быть вы и не родились гениальными. Но талант во всех вас есть, это несомненно. Талантливы все!» Об этом говорил еще Жан Жак Руссо, знаменитый французский писатель. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь и поразитесь тому, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете делать, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Талант, помноженный на трудолюбие и время, не всегда легко отличить от гениальности. И только каждый из вас способен открыть его в себе! Дерзайте. Именно такими словами я открываю первое и последнее заседание клуба «Умников и умниц». И эти слова, как маяк, светят моим ученикам и они стремятся к новым знаниям и успехам.
Увидев на сайте специальный проект «Любимый учитель» у родителей и учеников разных лет обучения, возникло желание рассказать о своей первой учительнице Ольге Яковлевне Черновой.
«Наша семья читает давно и ждет каждый номер «Бугульминской газеты» с нетерпением. В домашнем архиве сохранились газетные вырезки с публикациями о дорогих нам людях. Иногда я их перечитываю и рассматриваю вместе со старыми фотографиями и другими семейными ценностями. Ведь в них – история. В апрельском номере «Бугульминки» за 1994 год был помещен портрет учительницы из гимназии N 7 Ольги Яковлевны Черновой. А это моя первая учительница, через несколько лет я попала к ней в класс. Когда я спросила маму, почему газета оказалась в нашем архиве раньше, чем я пошла в школу. Мама ответила: «Посмотри, как назвали Ольгу Яковлевну, «волшебница»!» Автор - а это заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе, она зря ничего не скажет, написала - что учительница обладает очень высоким профессионализмом, любит детей, ее уважают родители».
И моя мама очень захотела, чтобы я попала к этому педагогу. Так оно и случилось. Через пять лет мама впервые привела меня в школу и познакомила с Ольгой Яковлевной. Вот такую роль сыграла заметка, опубликованная в «БГ» много лет назад, в моей судьбе. Сейчас я студентка Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики. Ольга Яковлевна действительно самая лучшая учительница для малышей! Я благодарна ей не только за то, что она научила меня не только писать и читать, но и за то, что заронила в мою душу семечко творчества»-Елена Замятнина, выпускница МОУ гимназии № 7 2010 год, выпускница Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики.
«Нам повезло, что наша дочь Руфина попала учиться к Ольге Яковлевне. Она учила одному из главных качеств человека - трудолюбию. Важно, конечно, быстро и выразительно читать, красиво писать, правильно считать. Но ещё важнее – прилагать усилия и любовь ко всему, чем в данный момент занимаешься. Сужу об этом по своему ребёнку. Если что-то и даётся ей легко, она всё равно сядет и дотошно всё повторит и проверит. Думаю, что это пример и уроки самой Ольги Яковлевны дали такой результат. Ещё мне нравится, что любовь к знаниям, учебе, Руфина несёт через всю свою жизнь. Спасибо Вам за то, что вы были нянькой и подружкой, судьей и арбитром - за то, вы такой прекрасный Первый учитель»-Наркас Шаяхметова. Мама Шаяхметовой Руфины, сегодня учителя английского языка, которая с рождением своего ребенка стала сразу с ним разговаривать на английском. Блогер- для мам малышей, котовые находятся в творческом поиске. Выпуск из начальной школы 1996 года
«В раннем детстве я многое слышала о школе и об учителях. Воспитатели рассказывали о школьной жизни, о трудностях, которые ожидают будущих учеников. Родители тоже готовили нас к будущей учебе. Мы вместе читали и узнавали мир вокруг нас. Даже моя сестра многое рассказывала о своём классе и о своей учительнице. Она была молодой, весёлой и нисколько не строгой. Школа представлялась мне каким-то особым местом, заманчиво-прекрасным и немного пугающим, а учителя таинственными волшебниками.
Первый раз я увидела свою будущую учительницу, когда мне было всего три года. Мы всей семьей провожали мою старшую сестру Настю в первый класс. И я очень хотела оказаться на её месте.
Прошло лишь четыре года, и моя давняя мечта - быть ученицей сбылась. Двери первого класса открылись для меня. А в классе нас, несмышлёнышей, встречала наша школьная мама. Это была та самая волшебница из моих фантазий, у которой я давно мечтала оказаться в классе. Имя моей учительницы звучит как нежная музыка, - Ольга Яковлевна, я запомнила его сразу. Она встречала нас с большой радостью и почему-то со слезами на глазах. Мы дарили ей букеты цветов и говорили тёплые слова. Ольга Яковлевна прижимала нас к себе, старалась прикоснуться к каждой нарядной аккуратно причёсанной головке и поздравляла с первым учебным днем. Мы знакомились, говорили о дружбе, о том, что мы теперь одна семья. Ольга Яковлевна - увлеченный человек. Нас она вдохновляет на выполнение самых необычных заданий. Вместе с моей первой учительницей мы участвуем в разных конкурсах. Благодаря Ольге Яковлевне я стала лауреатом конкурса «Интеллект будущего», конкурса-игры «Кенгуренок» и «Русский медвежонок». Я научилась читать, писать, решать сложные задачи. С самого первого слова на каждом уроке Ольга Яковлевна увлекает нас в мир знаний. Своим рассказом она будит в нас воображение, дарит встречи с тайнами мира. Вместе с Ольгой Яковлевной мы пытаемся разгадать их. Каждый учебный день для меня - новое открытие.
За эти три года в нашей школьной семье были радости и печали, огорчения и победы. Но с нами всегда рядом наша школьная учительница Ольга Яковлевна. Рядом не только с нами, но с нашими мамами и папами, бабушками и дедушками. Их она тоже учит быть настоящими друзьями школе и классу.
Мне кажется у Ольги Яковлевны большой талант, она – настоящий учитель. У неё даже есть почетные звания: «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования Российской Федерации за заслуги в области образования». Мне очень повезло, что я попала именно в её класс. Ольга Яковлевна не только удивительный учитель, но ещё и замечательный человек: добрый, отзывчивый и сентиментальный. Я в этом не раз убеждалась. В наш класс часто заходят её бывшие ученики. Ольга Яковлевна встречает их с радостью и со слезами. Сразу видно, она их всех искренне любит и помнит. Её бывшие ученики уже давно взрослые и самостоятельные люди. Порой они выше ростом, а Ольга Яковлевна их обнимает и как маленьких угощает конфетами. Интересуется учебой и работой своих подопечных. Я смотрю на них и думаю: вот окончу школу, стану взрослой и приду однажды в свой первый класс, к своей первой учительнице. Она будет меня обнимать и плакать, а вокруг будут такие же, как и мы, озорные мальчишки и девчонки. Мы будем вместе с ней вспоминать нашу школьную жизнь в младших классах.
Я всегда буду признательна Ольге Яковлевне за её теплоту и мудрость, участие и огромную любовь к нам, детям»- Руденок Ангелина, ученица 4 А класса, победитель муниципального конкурса сочинений «Учительница первая моя» 2010 года.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.