Особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся
Низкий уровень знаний , как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
Низкий уровень словесно-логического мышления (необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала
низкий уровень или отсутствие познавательного интереса;(карательные меры-двойки,наказания) не работают. Нуждается в поддержке-показа того,что он состоятелен в других видах деятельности
Не сформированы элементарные организационные навыки;
Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
Низкая работоспособность( утомляемость,истощаемость,медленный темп работы
Причины слабоуспевающих и неуспевающих учащихся
Плохое здоровье школьников;
Пропуск уроков;
Неразвиты общеучебные умения и навыки;
Необъективность оценок;
Большой объем домашнего задания;
Трудные семейные обстоятельства;
Индивидуальные особенности;
Нежелание учиться, учить предмет;
Отсутствие своевременной информации о неудовленворительных оценках;
Недостатки развития мотивационной сферы;
Не сформированность умений саморегуляции учебной деятельности
Основные направления работы со слабоуспевающими
Дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей;
Индивидуальные программы обучения и коррекции;
Диагностика достижений и причин слабых знаний;
Разработка заданий по виду, сложности, характеру планируемой деятельности;
Самоопределение в выборе заданий;
Планирование учитилем работы с различными типами учеников;
Учет достижений слабоуспевающих учеников;
Осуществление рефлексии всей своей деятельности.
10 правил работы со слабоуспевающими
Верьте в его способности и старайтесь передать ему эту веру;
Вселяя слабому веру в то, что он запомнит,поймет, чаще предлагайте ему однотипные задания (с учителем, с классом,самостоятельно);
Помните, что для слабоуспевающего необходим период «вживания» в материал.Не торопите его.Научитесь ждать.
Каждый урок-продолжение предыдущего.Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала-один изприемов работы со слабыми;
5.не гонитесь за обилием новой информации.Умейте из изучаемого выбрать главное,изложить его, повторить и закрепить;
10 правил работы со слабоуспевающими
6.Работу с ними не понимайте примитивно.Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению;
7Общение-главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе- не получите и результатов обучения.
8Научитесь управлять классом.Если урок однообразен, дети сами найдут выход-займутся своими делами.
9Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.Изложили материал, опросили сильных-посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколиется-на способных, средних и слабоуспевающих.
План работы со слабоуспевающими учениками
Вначале 1 четверти провожу работу, которая охватывает все важные темы
Провожу анализ допущенных ошибок
Определяю причину слабой успеваемости:
-болезнь ребенка
-Не хочет учиться
-Не высокие умственные способности
-отсутствия контроля со стороны родителей.
Определяю виды индивидуальной работы
В конце изучения темы наряду страдиционнымивидами контроля провожу диагностику
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
ФИО учителя
ФИО ученика
Предмет
Пробелы в знаниях(тема, проблема)
Примерные планируемые мероприятия
-индивидуальные дополнительные занятия;
-дифференцированные задания;
-дифференцированный контроль знаний;
Работа с дневником и тетрадью;
-консультации для родителей;
Создание на уроке ситуации успеха
Формы индивидуальной работы
1.Составление картотеки
- индивидуальных заданий по темам(карточки, таблицы и т.д.);
-занимательного материала(ребусы, кроссворды,головоломки, иллюстрации);
-наглядный материал, изготовленный самими учащимися в виде творческих работ , мини-проектов);
2.Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
Формы индивидуальной работы
4.Предупреждающие опросы.
5.Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6.Проведение консультаций до или после уроков.
7.Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
8.Оказание помощи учащимся перед уроком.
9.Домашние контрольные работы;
10.Совместная работа с учеником и родителями;
Оказание помощи слабоуспевающим ученикам
При изложении нового материала:
Поддерживать интерес при изложении темы;
Чаще обращаться с вопросами,выясняя степень понимания материала;
Привлекать к высказыванию при проблемном обучении;
Использовать различные формы выделения наиболее важного материала
Привлекать в качестве помощников при подготовке к уроку и т.д.
В ходе самостоятельной работы
Слабоуспевающим школьникам давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах;
Отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий;
Отмечать типичные запрудненияв работе и указывать способы ихустранения;
Оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении
Ситуация успеха
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
Выставление поурочного балла(1-10 баллов)
Советы родителям слабоуспевающих учеников:
Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
Давайте ребенкутолько одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
Проявляйте заинтнрессованность школьными делами ребенка;
Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.