I научно-практическая конференция студентов «Поиск»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Называевский аграрно-индустриальный техникум»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Особенности чтения молодёжи в современном обществе»
Работу выполнила Тиль Полина Витальевна,
студентка I курса, специальность Технология продукции общественного питания
Руководитель Бондарькова Татьяна Викторовна,
преподаватель БПОУ «НАИТ»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Чтение - главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир, это неотъемлемая часть сегодняшней жизни. Человек стал человеком исключительно потому, что он смог читать и писать. Полноценный навык чтения - это база для всего дальнейшего обучения, основной источник получения информации и способ общения, который мы используем, даже не задумываясь..
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время ………………………………….В современном мире … имеет большое значение, так как ..Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …Тема ……… является предметом оживленных дискуссий ...Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешностьПроблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …… всегда вызывало у людей множество вопросов …Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Цель исследования
определение состояния чтения студентов;
изучение качества чтения с помощью критериально ориентированных методик;
выявление проблем чтения студентов в контексте новой электронной среды.
Задачи исследования
Дать характеристику философского осмысления феномена «чтение» в разные эпохи развития общества.
2. Изучить состояние, «качество» и проблемы чтения в молодёжной среде.
3. Обобщить виды читательских практик, в том числе связанных с использованием компьютеров, Интернета, блогосферы.
4. Оценить владение студентами 1-2 курсов необходимой читательской грамотностью.
5. Проанализировать влияние на чтение и читательские практики подростков «руководителей молодёжного чтения» (родителей, педагогов, библиотекарей, сверстников, СМИ).
6. Выявить типы ошибок в восприятии и понимании текста.
Методы исследования
- систематическое наблюдение;
- анкетирование;
- учёт читательского спроса по формулярам библиотеки техникума;
- анализ отзывов читателей о прочитанных книгах;
-интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;
-математические методы обработки результатов исследований;
-работа с Интернет-ресурсами.
Философское осмысление феномена «чтение» в разные этапы развития общества
Отношение к чтению определяется как способ духовного самосовершенствования, творческого развития личности, подтверждающий, что чтение книг без обдумывания прочитанного не приносит никаких результатов, а мышление без чтения книг только утомляет.
Негативное отношение к написанной речи и высоко ценимое искусство красноречия у Пифагора, Сократа, Платона, Сенеки, Аристотеля, Эпиктета.
В отличие от других эпох чтение является не просто формой размышления и созерцания мира, а деятельного подхода к его изменению. Если бы книги исчезли, то темпы развития человечества замедлились бы на несколько порядков.
Кант разделял все книги на четыре группы: 1) те, которые обогащают наши знания, 2) которые содействуют моральному усовершенствованию, 3) которые содействуют усовершенствованию языка и стиля, 4) которые служат предметом развлечения. Каждая эпоха формировала свое отношение к чтению и письму.
«Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало». (Вольтер)
На первый вопрос «Чем любят заниматься наши респонденты в свободное время?» было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), которые предлагалось расположить в порядке предпочтений. Получились такие результаты:
34
27
9
7
Этот вопрос выявил, как молодёжь
проводит свой досуг:
27,2 % предпочитают погулять,
21,6 % отдают время своим увлечениям и хобби,
9 % проводят время за компьютером,
7 % - предпочитают чтение или телевизор.
Из 84 респондентов 93% подтвердили, что чтение не занимает серьезного места в жизни.
Вывод
Научный прогресс с каждым днем удивляет новыми открытиями в области коммуникационных и информационных технологий.
Предлагаем узнать, как студент нашего техникума реагирует на изменения в информационной среде и какое чтение предпочитает:
34,5 % выбирают чтение традиционных книг,
58 % - цифровой формат,
19,7% на сегодняшний день в зависимости от целей и разного рода условий предпочитают читать как в печатном, так и в электронном виде.
Похоже, говорить о смерти бумажных книг еще слишком рано. Рынок электронных книг продолжает расти, но только 10 % студентов используют исключительно электронные книги.
30 % видят главной причиной падения интереса к книге развитие новых технологий (Интернет, телефон) и стремление молодёжи занимать свободное время общением с техникой, компьютерными играми,
8 % обучающихся не согласны с тем, что современная молодёжь мало читает,
6% студентов предпочитают просмотр кинофильмов,
4,2 % в качестве причины называют лень и скуку.
4 % в качестве одной из причин снижения интереса к чтению указывается изменение ценностей, деградацию общества, «не та молодёжь пошла», а
незначительное количество опрошенных считает, что можно прочитать краткое содержание и не тратить время на всё произведение,
ряд обучающихся склонны видеть причины в отсутствии государственной политики в области пропаганды чтения.
Причины снижения интереса к чтению в среде молодёжи
| |
Интересное познание нового | 45 чел. |
Развитие интеллектуальной сферы | 38 чел. |
Задание учителя | 32 чел. |
Получение удовольствия | 20 чел. |
Уход от реальности | 16 чел. |
Времяпрепровождение | |
Стремление быть эрудированным человеком | 14 чел. |
Основные мотивы чтения
Участвуя в Российском литературном собрании, состоявшемся в Российском университете дружбы народов, президент Российской Федерации В.В. Путин указал на падение интереса к чтению как важнейшую проблему российского общества и государства: «Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почетное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причем отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут...».
лишь 35 студентов техникума читают ежедневно от 15 минут до 3 часов,
еще 10 человек делают это несколько раз в неделю,
а 12 обращаются к чтению 1-2 раза в месяц,
8 чел. – 1 раз в 2-3 месяца,
6 студентов читают только на занятиях,
а один – не читает совсем.
Согласно данным опроса
На вопрос: что из перечисленного традиционного жанрово-тематического комплекса ты реально читал в печатном виде – даны такие ответы в порядке убывания:
1 | Стихи | 51 |
2 | Фантастика, фэнтези, приключения | 49 |
3 | Сборники анекдотов | 36 |
4 | Классика | 28 |
5 | О животных и природе | 26 |
6 | Детективы, боевики | |
7 | Про исторические события | 23 |
8 | Романы о любви | 22 |
9 | Профессиональная литература | 15 |
10 | Биографии великих людей | 14 |
11 | Научно-познавательная литература | 10 |
12 | Про сверстников | 7 |
13 | Эротическая литература, книги о сексе | 6 |
14 | Религиозная литература |
В электронном чтении студенты отметили следующую интересующую их тематику:
Спорт | 40 чел. |
Полезные советы | 37 чел. |
Мистика, чудеса | 36 |
Здоровье | 30 |
Гороскопы | 27 |
Сканворды, кроссворды | 24 |
Строительство, ремонт | 23 |
Кино, ТВ, эстрада | |
Любовь | 22 |
Криминал | 21 |
Животноводство, пчеловодство, фермерство | 20 |
Мода | |
Политика, экономика | 19 |
Расследования | 17 |
Туризм, отдых | 15 |
Исторические очерки | 13 |
Диета | |
Семья, дети | 12 |
Международные события, жизнь | |
Частный бизнес, карьера | 11 |
Интервью со звёздами, светская жизнь | |
Культура, искусство | 9 |
Скандалы, сенсации | |
Деньги | |
Эротика, секс | 8 |
Социальная защита | |
Письма читателей | 5 |
Огородничество, цветоводство | 3 |
Список литературы
1. Аскарова В.Я. Изучение читательской моды как средство совершенствования руководства чтением художественной литературы. Л.,
1984.
2. Басюк В.С. Реализация целевого ориентира по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года). М.: Российская Академия образования. 2018.
3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)
4. Хафизов Д.М. Читательская активность молодежи Челябинской области:
опыт проведения исследования
5. Чудинова В.П., Шаповал С.А.. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.