Дети с нарушением слуха
Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею:
глухие без речи – ранооглохшие
глухие, сохранившие речь – позднооглохшие
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени
Слабослышащие - дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками.
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза:
для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность;
психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени;
в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств;
на протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют;
психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта.
На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.
Следовательно, педагоги оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.
Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания..
Психическое развитие детей с нарушениями слуха
Это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром.
При дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно.
Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка.
При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации.
Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.
Первичный дефект — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления.
Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфунциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция.
ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА
Л.С. ВЫГОТСКОГО
первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;
вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;
отклонение третьего порядка – своеобразное
формирование всех познавательных процессов.
В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И. Лубовский):
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудность словесного опосредования;
- замедление процесса формирования понятий.
В психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным слухом выделяют закономерности, для данного вида нарушения психического развития (И.М. Соловьев)
Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно0логического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.
Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.
У детей с нарушениями слуха наблюдается:
бедный запас сведений об окружающем;
замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;
замедленное формирование счетных операций;
неспособность к пересказу прочитанного;
инертность психических процессов;
конкретно-образный тип мышления;
незрелость поведения.
Особенности ощущения и восприятия
Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.
Двигательные ощущения – недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленность в овладении двигательными навыками, трудности в овладении статическим и динамическим равновесием, нарушение плавности и синхронности движений, низкий уровень пространственной ориентировки, замедленность темпа.
Особенности развития внимания
Внимание – сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Для детей с нарушениями слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной нервной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.
На всех этапах обучения продуктивность внимания остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.
У данной категории детей продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации.
Особенности развития памяти
Память - это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушениями слуха значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
Словесная память у детей с нарушениями слуха имеет еще большее своеобразие, чем образная. При этом дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты.
Память давно усвоенных представлений могут уподобляться дети с нарушениями слуха новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
Особенности воображения
Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании
представлений и создании новых образов на основе
имеющихся.
Многие дети с нарушениями слуха не могут отвлечься от конкретного, буквального значения пословицы, у них возникают затруднения в понимании метафор, переносного значения слов, символических выражений. Всё это свидетельствует о недостаточном уровне развития воображения.
Особенности мышления
Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.
Дети с нарушенной слуховой функцией длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами.
В формировании словесно-логического мышления они резко отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.
Самооценка и уровень притязаний
Представление детей с нарушениями слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.
Развитие самооценки и уровня притязаний глухих детей идет в том же направлении, что и в норме.
Наблюдается отставание у детей с нарушенной слуховой функцией от слышащих, проявляющееся в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих.
Уровень притязания детей с нарушением слуха в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность детей с нарушениями слуха повышается.
У таких детей большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.