Презентация "Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха"
Оценка 4.6

Презентация "Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха"

Оценка 4.6
pptx
11.12.2024
Презентация "Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха"
Особенности псих развития детей с нарушениями слуха.pptx

Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Дети с нарушением слуха Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею: глухие без речи – ранооглохшие глухие,…

Дети с нарушением слуха Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею: глухие без речи – ранооглохшие глухие,…

Дети с нарушением слуха

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею:
глухие без речи ранооглохшие
глухие, сохранившие речь позднооглохшие

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени

Слабослышащие - дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками.

Под психическим развитием понимается закономерное изменение психических процессов

Под психическим развитием понимается закономерное изменение психических процессов

Под психическим развитием понимается закономерное изменение психических процессов. Оно имеет сложную организацию во времени




ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и…

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и…

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза:
для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность;
психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени;
в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств;
на протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют;
психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта.


На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено

На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено

На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.
Следовательно, педагоги оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.
Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания..

Психическое развитие детей с нарушениями слуха

Психическое развитие детей с нарушениями слуха

Психическое развитие детей с нарушениями слуха

Это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром.

При дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно.

Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка

Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка

Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка.

При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации.

Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Первичный дефект — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка

Первичный дефект — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка

Первичный дефект — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления.
Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфунциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция.

ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА
Л.С. ВЫГОТСКОГО

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата; вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие…

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата; вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие…

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;

вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;

отклонение третьего порядка – своеобразное
формирование всех познавательных процессов.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И. Лубовский):

- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- трудность словесного опосредования;

- замедление процесса формирования понятий.

В психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным слухом выделяют закономерности, для данного вида нарушения психического развития (И

В психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным слухом выделяют закономерности, для данного вида нарушения психического развития (И

В психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным слухом выделяют закономерности, для данного вида нарушения психического развития (И.М. Соловьев)


Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно0логического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.



Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и…

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и…

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА:

искажение слухового восприятия;

трудности формирования речи, своеобразие речевого развития;

особенности внимания, памяти, мышления;

ограничение в общении;

патологическое формирование личности

У детей с нарушениями слуха наблюдается: бедный запас сведений об окружающем; замедленное формирование понятий о форме и величине предметов; замедленное формирование счетных операций; неспособность к…

У детей с нарушениями слуха наблюдается: бедный запас сведений об окружающем; замедленное формирование понятий о форме и величине предметов; замедленное формирование счетных операций; неспособность к…

У детей с нарушениями слуха наблюдается:

бедный запас сведений об окружающем;
замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;
замедленное формирование счетных операций;
неспособность к пересказу прочитанного;
инертность психических процессов;
конкретно-образный тип мышления;
незрелость поведения.

Особенности ощущения и восприятия

Особенности ощущения и восприятия

Особенности ощущения и восприятия

Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.
Двигательные ощущения – недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленность в овладении двигательными навыками, трудности в овладении статическим и динамическим равновесием, нарушение плавности и синхронности движений, низкий уровень пространственной ориентировки, замедленность темпа.

Особенности развития внимания

Особенности развития внимания

Особенности развития внимания

Внимание – сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Для детей с нарушениями слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной нервной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.
На всех этапах обучения продуктивность внимания остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.
У данной категории детей продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации.

Особенности развития памяти

Особенности развития памяти

Особенности развития памяти

Память - это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушениями слуха значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.

Словесная память у детей с нарушениями слуха имеет еще большее своеобразие, чем образная

Словесная память у детей с нарушениями слуха имеет еще большее своеобразие, чем образная

Словесная память у детей с нарушениями слуха имеет еще большее своеобразие, чем образная. При этом дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты.
Память давно усвоенных представлений могут уподобляться дети с нарушениями слуха новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.

Особенности воображения Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании представлений и создании новых образов на основе имеющихся

Особенности воображения Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании представлений и создании новых образов на основе имеющихся

Особенности воображения

Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании
представлений и создании новых образов на основе
имеющихся.
Многие дети с нарушениями слуха не могут отвлечься от конкретного, буквального значения пословицы, у них возникают затруднения в понимании метафор, переносного значения слов, символических выражений. Всё это свидетельствует о недостаточном уровне развития воображения.

Особенности мышления Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового

Особенности мышления Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового

Особенности мышления
Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.
Дети с нарушенной слуховой функцией длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами.
В формировании словесно-логического мышления они резко отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.


Особенности развития речи недостаточное овладение звуковым составом слова непонимание переносного смысла выражения

Особенности развития речи недостаточное овладение звуковым составом слова непонимание переносного смысла выражения

Особенности развития речи

недостаточное овладение звуковым составом слова

непонимание переносного смысла выражения

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка и уровень притязаний
Представление детей с нарушениями слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.
Развитие самооценки и уровня притязаний глухих детей идет в том же направлении, что и в норме.
Наблюдается отставание у детей с нарушенной слуховой функцией от слышащих, проявляющееся в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих.


Уровень притязания детей с нарушением слуха в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью)

Уровень притязания детей с нарушением слуха в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью)


Уровень притязания детей с нарушением слуха в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность детей с нарушениями слуха повышается.
У таких детей большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.

Список использованных источников

Список использованных источников


https://colledg70.ru/p/ba/document/prepod_osn_zakonomernosti.pdf

https://rumc.cfuv.ru/sites/default/files/2018/kurs-povish/madul02-1.pdf

Список использованных источников

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024