Что такое ДЦП?
ДЦП — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга.
Слово «церебральный» (от латинского слова «cerebrum» — «мозг») означает «мозговой», а слово «паралич» (от греческого «paralysis» — «расслабление») определяет недостаточную (низкую) физическую активность.
Клиника ДЦП различна в зависимости от того, на какие отделы мозга преимущественно распространился патологический процесс.
Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, т.е. неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.
У детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные припадки
Причины ДЦП
Пренатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП.
-инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз);
-сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
-токсикозы беременности;
-физические травмы, ушибы плода;
-несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;
-физические факторы (перегревание, переохлаждение, облучение);
-некоторые лекарственные препараты;
-экологическое неблагополучие.
Причины ДЦП
Натальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП.
родовая травма
асфиксия
применение щипцов
вакуум-экстрактора.
Причины ДЦП
Постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП.
перенесенные нейроинфекции
тяжелые ушибы головы
осложнение после прививок на первом году жизни
Структура двигательного дефекта при ДЦП
1. Нарушение мышечного тонуса.
2. Ограничение или невозможность произвольных движений – парезы и параличи.
3. Наличие насильственных движений
4. Нарушения равновесия и координации движения – атаксия (дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок и т.д. Многие затрудняются в рисовании, конструировании)
5. Нарушение ощущений движений (кинестезии).
6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов.
7. Синкинезии.
8. Наличие патологических тонических рефлексов.
К.А. Семенова выделяет 6 уровней развития моторики при ДЦП.
1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка при наличии или патологической активности тонических рефлексов. Рефлексы позы и произвольная моторика не сформированы.
2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов. Тонические рефлексы ребенок начинает преодолевать. С поддержкой или без нее ребенок начинает сидеть и сохраняет преданную ему позу сидя.
3. Наблюдаются остаточные тонические рефлексы. Появляется ручная умелость. Ребенок удерживает приданную ему позу сидя и стоя. Шаговые движения неправильные. В суставах нижних конечностей – тугоподвижность.
4. Ребенок ходит с поддержкой или самостоятельно при патологической установке нижних конечностей. Наблюдаются контрактуры и деформации. Речная умелость неполноценна.
5. Ребенок ходит самостоятельно или с палочкой при умеренно выраженных контрактурах или без таковых. Может рисовать и писать без патологических установок в руках, но движения не ловки, замедлены.
6. Ребенок ходит самостоятельно без поддержки. Походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.
Согласно классификации Семеновой, выделяются пять форм детского церебрального паралича
спастическая диплегия
двойная гемиплегия
гемипаретическая форма
гиперкинетическая форма
атонически-астатическая форма
Особенности психического развития детей с церебральным параличом
Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.
При ДЦП нарушено формирование как познавательной, так и эмоционально-волевой сферы и личности.
Познавательные способности
истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов
сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:
1) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
2) затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
замедленное усвоение нового материала.
Эмоционально-волевая сфера
У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности
У других детей проявляются в виде заторможенности, застенчивости, робости.
Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Нарушения поведения при ДЦП встречаются достаточно часто и проявляются в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим.
Личностное развитие
сознание собственной неполноценности социальная депривация и неправильное воспитание
понижение мотивации к деятельности
страхи, связанные с передвижением и общением, за свое здоровье, темноты, неудачи, одиночества, боязнь остаться без поддержки и помощи близких и действовать самостоятельно, фиксация и болезненное заострение страха собственной смерти, «медицинские» страхи (больница, уколы, врачи), страх перемещения в пространстве
стремление к ограничению социальных контактов
отсутствие уверенности в себе
повышенная внушаемость
Интеллект
Интеллектуальная недостаточность у детей при ДЦП составляет 40 — 45%;
до 30 % детей могут иметь степень выраженности интеллектуального дефекта, соответствующую умственной отсталости;
у 25 —30 % интеллект сохранен.
При ДЦП интеллект может быть как сохранен, так и нет.
Зрительное восприятие
Нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.
У детей с ДЦП (примерно в 20-30% случаев), отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм).
Внимание
Пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью
Причем у одних детей через 10—15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие становятся вялыми и пассивными.
Тактильная чувствительность
Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках.
Слуховой анализатор
Может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов.
Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные.
При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке.
Рекомендации по взаимодействию
Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
Ведущая роль в этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.
Победить последствия ДЦП можно, и чем раньше начато лечение, тем больше шансов достичь успеха. Нужно помнить, что при должной реабилитации ребенок может забыть об инвалидности, стать самостоятельным человеком и полноценным членом общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.