Объект исследования: 36 народных сказок и 12 литературных (произведения А.Пушкина, Р. Державина,В. Даля, В. Одоевского, В. Жуковского, С. Аксакова, А. Зонтаг)
Предмет исследования: цветовые слова, которые употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Гипотеза: в народных и литературных сказках часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Выбрать из имеющихся в библиотеке гимназии сказки, которые чаще всего читают младшие гимназисты .
Найти пояснения и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам, которые обозначают предметы или какие-то события, описанные цветом.
Провести анкетирование среди учащихся 1–5 классов.
Создать «Толковый словарик цветовых слов».
Частотность употребления слов со значением цвета.
Цвет, оттенок | Народные сказки | Литературные сказки | Общее количество |
Белый | 36 | 31 | 67 |
Красный, алый, румяный | 35 | 28 | 63 |
Чёрный, тёмный | 28 | 25 | 53 |
Серый, светлый, ясный | 32 | 19 | 51 |
Синий, голубой, лазоревый | 21 | 10 | 31 |
Зелёный | 17 | 15 | 32 |
Жёлтый, золотой | 4 | 5 | 9 |
Другие | 31 | 19 | 50 |
Итого | 204 | 149 | 353 |
И в народных, и в литературных сказках встречаются сравнительные обороты как снег бела, как мел бела, темнее тёмной ночи, белее полотна.(Чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого). Делают язык любых сказок богаче и интереснее и слова с переносным значением.
БЕЛЫЙ | КОРИЧНЕВЫЙ |
Словарь цветов и оттенков, составленный на основе анализа народных и литературных сказок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.