Презентация "Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

  • ppt
  • 13.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Патриотическое воспитание на уроках музыки.ppt

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя музыки МОУ СОШ х. Бурковский Осиповой Т. П.)

Актуальность

Воспитание гражданственности и патриотизма сегодня – важнейшее направление деятельности современного общества и нашего государства. Духовное возрождение России – одна из основных задач современности, которая обеспечивает сохранность и защиту культурного и исторического наследия страны, поэтому, патриотическое воспитание выделено в ФГОС как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности школьников. Гражданско-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Наша деятельность в этом направлении должна активизироваться,так как сегодня наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации в целом . Мы видим резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска.

Проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность т.к. в школу приходят новые поколения учащихся родившихся во время смены идеологии;
2. Уроки музыки являются благоприятной площадкой для развития патриотизма и любви к родине.
3. Уроки способствуют воспитанию гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам.

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Изучение мирового музыкального искусства

Знакомство с традициями и обычаями

Знакомство
с историей
Отечества

Критерии патриотического воспитания

Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента:
когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях);
эмоционально – чувственный (переживания, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) ;
деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).
Формы проведения мероприятий патриотической направленности:
-беседы, проектная деятельность, творческие отчёты, « уроки мужества», «уроки памяти», соревнования, праздники, конкурсы, концерты, просмотр видеофильмов, митинги, экскурсии.

Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности в школе осуществляются через: - постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков; - знакомство с историей народа, его традициями и обычаями; - знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием; - изучение основных жанров фольклорных сочинений и т. д.

Программа по музыке

Программа основана на обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.


-Раздел: «Россия – Родина моя!»
-Раздел: «День, полный событий»
-Раздел: «О России петь, что стремиться в храм»
-Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Раскрывают наиболее важные для формирования личности «вечные темы» – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, защиты Отечества и др.

Роль уроков музыки в патриотическом и гражданском воспитании
-воспитывают гражданственность, любовь к родному краю и России;
-способствуют росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях

Содержание уроков музыки по программе Е.Д. Критской

Россия - Родина моя

О России петь - что стремиться в храм

Музыка и изобразительное искусство Музыка и литература

Уроки

Патриотическое воспитание невозможно без обращения к музыкальному фольклору

На своих уроках музыки широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, так как работа с таким содержанием способствует формированию нравственных ценностей, представлений о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Игровая форма на уроке способствует сохранению в памяти конкретных событий лучше , чем описания и определения Так в 1 четверти мы знакомились с хороводами, характерными особенностями песен и танцев разных  народов.
во 2 четверти по программе Критского в 1 классе проходим темы, связанные с фольклором:
-« Музыкальные инструменты. Народные инструменты»
- «Садко». Из русского былинного сказа
-»Пришло Рождество, начинается торжество»
.- «Родной обычай старины»

Урок «Милый мой хоровод»

На своих уроках музыки широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, заклички, пословицы, поговорки., так как работа с таким содержанием способствует формированию нравственных ценностей, представлений о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Игровая форма на уроке способствует сохранению в памяти конкретных событий, чем описания и определения Так в 1 четверти мы знакомились с хороводами, характерными особенностями песен и танцев разных  народов.

Урок Встреча Весны «Жавората»

Троицкие посиделки

Урок «Играем в оркестр»

Тема: Гимн России





Цель урока: ознакомление детей с главным музыкальным символом страны – гимном.
Задачи урока:
дать понятие «гимна»;
познакомить детей с особенностями гимна России;
укрепить чувство гражданской гордости за свою Родину и российский народ в процессе обращения к историческому и музыкальному прошлому, а также через знакомство с другими символами России;

Урок музыки во 2 классе

Учащиеся определяют характер гимна

Сравнивают звучание гимнов

Итоги урока

-Обучающиеся называют главное произведение о нашей Родине (Гимн); его авторов.

-Прочитав еще раз текст, определяют какие чувства к Родине выражены в Гимне;

-Учитель оценивает работу на уроке, прощается.

Работы детей


Внеурочная деятельность

Проект «Рождественские встречи»

Проект «История Рождества»

Проект «Секреты колокольного звона»



Таким образом, колокольные звоны привели нас в храм, а история храма оживила в нашей памяти некоторые моменты в жизни нашей малой родины, вспоминая которые, мы приобщаемся к истории и культуре нашего родного края.

Экскурсия на звонницу

Концерты и праздники - важнейшие элементы вокального обучения. Такая деятельность объединяет детей, воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну (выбирается соответствующий репертуар).

Памяти наших дедов посвящается

Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств средствами музыки дает хорошие результаты:
-она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка;
раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг, верность Отечеству.
Внеурочная музыкальная деятельность направлена на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа.

Грамоты по направлению патриотического воспитания

Вывод

Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.