Актуальность
Воспитание гражданственности и патриотизма сегодня – важнейшее направление деятельности современного общества и нашего государства. Духовное возрождение России – одна из основных задач современности, которая обеспечивает сохранность и защиту культурного и исторического наследия страны, поэтому, патриотическое воспитание выделено в ФГОС как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности школьников. Гражданско-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Наша деятельность в этом направлении должна активизироваться,так как сегодня наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации в целом . Мы видим резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска.
Проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность т.к. в школу приходят новые поколения учащихся родившихся во время смены идеологии;
2. Уроки музыки являются благоприятной площадкой для развития патриотизма и любви к родине.
3. Уроки способствуют воспитанию гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам.
Критерии патриотического воспитания
Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента:
когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях);
эмоционально – чувственный (переживания, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) ;
деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).
Формы проведения мероприятий патриотической направленности:
-беседы, проектная деятельность, творческие отчёты, « уроки мужества», «уроки памяти», соревнования, праздники, конкурсы, концерты, просмотр видеофильмов, митинги, экскурсии.
Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности в школе осуществляются через:- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;- знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;- изучение основных жанров фольклорных сочинений и т. д.
Программа по музыке
Программа основана на обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
-Раздел: «Россия – Родина моя!»
-Раздел: «День, полный событий»
-Раздел: «О России петь, что стремиться в храм»
-Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Раскрывают наиболее важные для формирования личности «вечные темы» – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, защиты Отечества и др.
Роль уроков музыки в патриотическом и гражданском воспитании
-воспитывают гражданственность, любовь к родному краю и России;
-способствуют росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях
Содержание уроков музыки по программе Е.Д. Критской
На своих уроках музыки широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, так как работа с таким содержанием способствует формированию нравственных ценностей, представлений о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Игровая форма на уроке способствует сохранению в памяти конкретных событий лучше , чем описания и определения Так в 1 четверти мы знакомились с хороводами, характерными особенностями песен и танцев разных народов.
во 2 четверти по программе Критского в 1 классе проходим темы, связанные с фольклором:
-« Музыкальные инструменты. Народные инструменты»
- «Садко». Из русского былинного сказа
-»Пришло Рождество, начинается торжество»
.- «Родной обычай старины»
Урок «Милый мой хоровод»
На своих уроках музыки широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, заклички, пословицы, поговорки., так как работа с таким содержанием способствует формированию нравственных ценностей, представлений о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Игровая форма на уроке способствует сохранению в памяти конкретных событий, чем описания и определения Так в 1 четверти мы знакомились с хороводами, характерными особенностями песен и танцев разных народов.
Тема: Гимн России
Цель урока: ознакомление детей с главным музыкальным символом страны – гимном.
Задачи урока:
дать понятие «гимна»;
познакомить детей с особенностями гимна России;
укрепить чувство гражданской гордости за свою Родину и российский народ в процессе обращения к историческому и музыкальному прошлому, а также через знакомство с другими символами России;
Урок музыки во 2 классе
Таким образом, колокольные звоны привели нас в храм, а история храма оживила в нашей памяти некоторые моменты в жизни нашей малой родины, вспоминая которые, мы приобщаемся к истории и культуре нашего родного края.
Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств средствами музыки дает хорошие результаты:
-она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка;
раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг, верность Отечеству.
Внеурочная музыкальная деятельность направлена на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа.
Вывод
Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.