Презентация "Педагоги о семейном воспитании"
Оценка 5

Презентация "Педагоги о семейном воспитании"

Оценка 5
pptx
26.04.2020
Презентация "Педагоги о семейном воспитании"
семейное воспитание.pptx

Педагоги о семейном воспитании

Педагоги о семейном воспитании

Педагоги о семейном воспитании

Семья - основной институт становления человека

Семья - основной институт становления человека

Семья - основной институт становления человека

Значение семейного воспитания для формирования личности в разные эпохи и разными мыслителями оценивалось по-разному. Достаточно упомянуть Платона, Т. Кампанеллу, Ш. Фурье и других, которые полагали, что семейное воспитание уступает по силе воздействия общественному и само по себе оказывает негативное влияние на становление человека.

Однако история мирового развития, педагогическая теория и практика показали несостоятельность этих взглядов. Нравственное, физическое и умственное совершенство общества во многом зависит от совершенства института семьи.

В связи с этим встает насущная потребность в разработке правильного семейного воспитания, которое бы формировало гармоничную, высоконравственную, творческую личность.

Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г

Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г

Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г. в Санкт-Петербурге в семье ювелира.

Признание личности ребенка, постоянное обращение с ним как с человеком, обладающим правом личной неприкосновенности, по П.Ф. Лесгафту, является одним из основополагающих принципов воспитания.
Наказания, тем более физические, которые в ту пору были широко распространены в семьях и в школах, П.Ф. Лесгафт считал явлением недопустимым и губительным. Часто родители видят в своем ребенке игрушку или вещь, с которой они могут обращаться совершенно безотчетно и безответственно. Но это совершенно неправильно, родители обязаны содействовать развитию своего чада.
Средство повышения культуры семейного воспитания он видел в повышении образовательного уровня родителей.

Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению

Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению

Правильно поставленное
семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать
нормальный тип ребенка,
сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию
и т. п..
Совершенно недопустимы
телесные наказания детей.
Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны.

«Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией»

О.М.Потаповская «Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи…

О.М.Потаповская «Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи…

О.М.Потаповская

«Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 процентов; средств массовой
информации - 30 процентов;
школы - 20 процентов;
улицы - 10 процентов).
Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое - возможности семьи объективно ограничены; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.»

Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми

Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно ..»

Анто́н Семёнович Мака́ренко
1 (13) марта 1888 - 1 апреля 1939.

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми

Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми

Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети — цветы жизни»,— любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Французский просветитель XVIII в

Французский просветитель XVIII в

Французский просветитель XVIII в.
Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители».

Считая главным естественным правом человека право на свободу, Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступал против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он. Отсюда вытекает отрицание наказаний, которые заменяются естественными последствиями неправильных поступков детей. Например, если ребенок опоздал на обед, то он или совсем его не получает, или ест холодным. Это приучает ребенка к естественной дисциплине и формирует сознание порядка, закона.

Сила семейного воспитания, отмечал

Сила семейного воспитания, отмечал

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям, и сам получает от них эту любовь и ласку.
В семье осуществляется индивидуальный подход.

Швейцарский педагог
И.Г. Песталоцци
(конец XVIII – начало XIX в.)

Анализ семейного воспитания конца

Анализ семейного воспитания конца

Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения

Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения

Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорит Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

Константи́н Дми́триевич Уши́нский
19 февраля 1824 — 22 декабря 1870

Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит

Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит

«Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения – это цветы жизни, страдания – ее тернии, но это не сама жизнь. Кто над чем потрудился, тот то и имеет».
(К.Д. Ушинский)

Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – социальное явление.

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребенка, по его мнению, играют женщины. Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества. Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. Поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу.

«Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа».

Никола́й Ива́нович Пирого́в
13 (25) ноября 1810 —
23 ноября (5 декабря) 1881

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубин-штейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось – единственный) съезд по семейному воспитанию. Одна из его главных задач – помочь семье в воспитании детей.
С развитием капитализма женщина включалась в работу «вне дома», следовательно, возникала проблема: как совместить эту работу с воспитанием детей и ведением хозяйства.
По словам Н.И. Пирогова, мать является «главным зодчим общества». Деятельность женщины приравнивали к общественно-полезной деятельности, поскольку она готовит будущих полезных граждан. В то же время отмечалось незнание матерями того, как осуществлять физическое и духовное воспитание – «их этому не учили».

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Списак литиратуры: http://ru.wikipedia

Списак литиратуры: http://ru.wikipedia

Списак литиратуры:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лесгафт,_Пётр_Францевич
http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html
Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123
http://sima.psycom.info/188/
http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/osnovi-semeynoy-pedagogiki/semeynoe-vospitanie-xvii-–-nachala-xx-vekov
http://www.google.ru/hl=ru&q=педагоги+о+семейном+воспитании

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020