Педтехнология
Это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель)
Совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая инновация (нововведение)
Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом
Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.д.)
Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Основные качества современных педагогических технологий:
Системность (комплексность, целостность, логическая последовательность)
Научность
Структурированность (наличие определенной организации системы: т.е. цели, алгоритмы, методы)
Управляемость
Диагностичность – контроль отдельных этапов, мониторинг результатов)
Прогнозируемость – степень вероятности и допустимые отклонения
Эффективность – отношение результата к количеству израсходованных средств
Оптимальность – достижение максимального результата при минимуме средств и затрат
Воспроизводимость – возможность применения технологии в других условиях и с другими людьми
Если присутствует весь набор качеств – это педтехнология.
Если нет полного набора – условная технология или технологическая схема (технологическая карта)
Группы педагогических технологий (системы обучения)
1.Традиционная технология объяснительно – иллюстративного обучения
Сравнительная характеристика традиционной, развивающей, личностно – ориентированной и личностно – ориентированной развивающей систем обучения
Основные системы | Традиционная | Система развивающего обучения | Личностно – ориентированного обучения | Личностно – ориентированного развивающегося |
Цель | Обучающая (передача ЗУН) | Интеллектуальная (умственное) развитие | Создание условий для реализации личностных функций | Помощь в самопознании, самореализации, самоопределении |
Содержание | Государственные стандарты | Спецпрограммы | Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка | Стандарт + личностный опыт ребенка |
Формы работы | Фронтальные или групповые | Групповые + индивидуальные | Индивидуальные + групповые | Индивидуально - дифференцированные |
Преобладающий метод обучения | Информационный, репродуктивный | Проблемно - поисковый | Познавательный через самостоятельную деятельность | Активное экспериментирование |
Кредо педагога | «Я над вами» | «Я вместе с вами» | «Я рядом с вами» | |
Стиль взаимодействия | Монолог | Диалог | ||
Позиция ребенка | Пассивная | Активная при наличии интереса у ребенка | Активно - инициативная | |
Мотивация | Внешняя, эпизодическая | Внутренняя целенаправленная | Внутренняя систематическая, целенаправленная | Внутренняя, целенаправленная, систематическая |
Классификация образовательных технологий
Объяснительно – иллюстративное обучение
Технология разноуровнего обучения
Технология индивидуального обучения
Технология учебной дискуссии
Технология модульного обучения
Технология учебной деловой игры
Технология проблемного обучения
Технология мастерских
Технология проектного обучения
Технология развития критического мышления
Технология «Дебаты»
Информационно – коммуникативные технологии
Тренинговые технологии
КСО – коллективные способы обучения
Элективные курсы
Технология портфолио
Классификация педтехнолгий по различным признакам (В.О.Беспалько, Г.К.Селивко)
По уровню применения:
Общедидактические и социально – педагогические
Частнопредметные отраслевые
Локальные
Модульные
Узкометодические
По концепции усвоения:
Ассоциативно – рефлекторные
Развивающего обучения и воспитания
Бихевиористические (программирование человека на требуемый результат)
Суггестивные (пропускание через себя)
Нейролингвистические (на уровне внушений и гипноза)
Классификация педтехнолгий по различным признакам (В.О.Беспалько, Г.К.Селивко)
По ориентации на личностные структуры:
Информационные (формирование ЗУН)
Операционные (формирование способов умственной деятельности)
Саморазвития
Эвристические (развитие творческих способностей)
Прикладные технологии
По организационным формам:
Классно – урочные и альтернативные им
Академические и клубные
Индивидуальные и групповые
КСО и воспитания
Открытые и закрытые
Классификация педтехнолгий по различным признакам (В.О.Беспалько, Г.К.Селивко)
По характеру содержания и структуры:
Обучающие и воспитательные
Светские и религиозные
Общеобразовательные и профессиональные
Гуманистические и технократические
Жесткостандартные и адаптивно – вариативные
Валеологические и экологические
По типу управления познавательной деятельности( по В.П.Беспалько)
Классическое традиционное
Обучение с помощью ТСО
Система – консультант
Обучение по книге
Система малых групп
Компьютерное обучение
Система - репетитор
Классификация педтехнолгий по различным признакам (В.О.Беспалько, Г.К.Селивко)
По подходу к ребенку:
Авторитарные и демократические
Личностно – ориентированные и гуманно – личностные
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания (либеральные)
По категории обучающихся:
Массовая технология (на усредненного ученика)
Технология продвинутого образования
Компенсирующие (коррекция)
Технология работы с «трудными»
Технологии работы с одаренными
Классификация педтехнолгий по различным признакам (В.О.Беспалько, Г.К.Селивко)
По преобладающему (доминирующему) методу и способам:
Репродуктивные догмастические
Принуждения и свободного выбора
Поисковые
Исследовательские
Диалогические интерактивные
Игровые проектные
Информационные
Мультимедийные
Групповые коллективные
Наглядные
Практические
Технология развития критического мышления -
это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Особенности технологии:
Не объем знаний или количество информации является целью, а то, как ученик умеет этой информацией управлять, т.е. искать, находить смысл и применять в жизни.
Коммуникативно – деятельный принцип обучения, который предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, а также партнерские отношения между педагогом и обучаемым.
В чем инновационность?
Общепедагогическая технология
Применима в любой программе и предмете
В ней синтезированы идеи и методы групповых и коллективных способов обучения
Реализует личностно – ориентированный подход в обучении
Цели:
Формирование нового стиля мышления, для которых характерны открытость, гибкость, рефлексивность и альтернативность принимаемых решений
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность и самостоятельность
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности через самообразование и самоорганизацию
Особенности организации:
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
Стадия вызова – у учеников активизируются имеющиеся ранее знания и пробуждение интереса к теме.
Стадия осмысления – содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с материалом учителя. Работа направлена на осмысление.
Рефлексия, или размышление.
Технология личностно – ориентированного обучения:
личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:
признание ученика основным субъектом процесса обучения
определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика
определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно – ориентированного обучения в школе?
Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, a как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.
B-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса
Разработка дидактического обеспеченияосновные требования к разработке дидактического обеспечения личностно – ориентированного процесса:
4. Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями
5. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач
6. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала
7. При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии
8. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал
«Свобода современной школы это,
по выражению Экзюпери, свобода заблудшего в пустыне:
иди куда хочешь, только куда идти – не знаешь»
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что думал? Что чувствовал?
Счастливы ли вы, что не напрасно провели эти минуты вместе?
Что, на ваш взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Зачем нам был нужен этот урок?
Мои достижения на уроке…
Наши достижения на уроке…
Для меня было открытием то, что…
Поделимся впечатлением…
Отследите состояние своей души…
Что приобрел? Что удивило?
Как строил отношения?
Научился… Было интересно…
Было трудно… Мои ощущения…
Что мне этот урок дал для жизни?
Чему вы научились на занятии?
Какие задания вам понравились больше всего?
Мне показалось важным…
Я понял, что… Я почувствовал, что…
Привлек меня тем…
Показался интересным…
Взволновал…
Заставил задуматься…
Навел меня на размышления…
Произвел наибольшее впечатление…
Нового на уроке узнал…
Считаю важным запомнить…
Надо еще поработать…
Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
Они мне нравятся больше остальных…
Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями…
Они легче остальных заданий…
Затрудняюсь ответить.
Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбужденном состоянии, агрессии.
Зеленый – активность.
Но в тоже время большое внимание к зеленому говорит о беззащитности ребенка, о желании быть защищенным.
Желтый –
спокойный цвет
(цвет дня и радости), но слишком большое внимание к этому цвету говорит о возникающей пассивности ребенка.
Черный –
унынье, отрицание, нежелание выполнять задание, осознание того, что недооценивают или плохо к нему относятся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.