Период школьного и подросткового возраста
Учебные вопросы:
1.Общая характеристика периода
2. АФО органов и систем
3. Физическое развитие
4. Особенности ВНД
1. Общая характеристика периода
• Препубертатный период (младший школьный; возраст от 7 до 11-12 лет)
Характерно: – идёт дальнейшее развитие мышечной системы
– заканчивается смена молочных зубов постоянными
– становятся заметными различия в психологическом развитии
мальчиков и девочек
Из заболеваний: учащаются заболевания сердца, нервной системы, ревматизмом,
всё ещё имеют значение острые инфекции.
• Пубертатный период (старший школьный, период полового созревания)
– у девушек: 12-13 – 16 лет – у юношей: 13 – 17-18 лет
Характерно: – завершается физическое и психическое развитие ребёнка
– идёт значительная перестройка эндокринной системы
– меняется внешний облик (появляются вторичные половые признаки)
Из заболеваний: нередко наблюдаются функциональные расстройства различных
органов, эндокринные нарушения, большинство заболеваний протекает как у взрослых.
- с 7 до 14 лет масса сердца возрастает на 1/3
- появляются половые различия: у девушек пульс чаще, чем у юношей
- ЧСС в 10 лет – 78 уд в 1 мин
- ЧСС в 14 лет – 74 уд в 1 мин (у взрослых ЧСС – 72 уд в 1 мин)
- ЧДД : ЧСС – 1 : 4 (у взрослых ЧДД : ЧСС – 1 : 4-5)
- систолический объём у юношей больше, чем у девушек
- в 15-17 лет усиливается дыхательная аритмия
- высокий тонус n.vagus может сопровождаться брадикардией; при пониженном его тонусе характерна тахикардия
- А/Д зависит от пола: в 5-9 лет А/Д выше у мальчиков, в 9-12 лет А/Д выше у девочек, с 12 лет А/Д вновь выше у мальчиков
- возможно появление 3-х вариантов «юношеского сердца»:
«малое» («капельное») сердце; «гипертрофированное» сердце; митральная форма;
Органы кроветворения
- к 14-15 годам в трубчатых костях заканчивается перерождение красного костного мозга в жёлтый - жировой
- кроветворение сохраняется в красном костном мозге губчатого вещества тел позвонков, рёбер, грудины, бедренных костей и костей голени
- к 12-13 годам окончательно развиваются лимфатические узлы
- максимально развитая к 8 годам вилочковая железа подвергается постепенной инволюции
- амилолитическая активность слюны у юношей выше, чем у девушек
- с возрастом повышается объём желудочной секреции натощак и во время стимуляции. Секреция HCl находится в прямой зависимости от возраста, массы тела и у юношей немного выше
- совершенствуется моторно-эвакуаторная деятельность желудка (т.к. развиваются мышечные, эластические волокна)
- к 9 годам максимальных величин достигает амилолитическая и липолитическая активность панкреатического сока, потом увеличивается объём секреции
- увеличивается объём образующейся в печени желчи, в желчи возрастает количество жирных кислот
- уменьшается проницаемость оболочки тонкой кишки и всасывание высокомолекулярных веществ
Рацион питания школьникам и подросткам составляется с помощью специальных таблиц.
Таблица 1
Питание детей старше года
Суточные объемы питания
Возраст, годы |
Объем, литры |
Распределение энергетической ценности пищи в течении суток (%) |
7–11 |
2,0–2,2 |
25–40–10–25 |
11–14 |
2,3–2,5 |
Таблица 2
Стандарты полового развития
Девочек Мальчиков
|
|
L14-15 лет 3L0 150 см 2) L4 года 100 см
L11-14 лет 10-12 см (2-е вытяжение) L4 лет 100 – 8 (4 – n)
1) L8 лет 130 см L4 лет 100 + 6 (n – 4)
L …– 7 – 7 – 130 + 5 + 5 + … n – возраст в годах
m 1-10 лет 1,5-2 кг в год 2) m10 лет 30 кг
1) m10 лет m1 год + 2n m10 лет 30 + 4 (n –10) n – возраст от 1 до 10 лет n – возраст 10 лет
3) m12-15 лет 5n – 20, где n – возраст от 12 до 15 лет
ОГК14-15 лет 70-75 см
ОГК10 лет 63 см
ОГК10 лет 63 + 3 (n –10), где n – возраст 10 лет
• До 11 лет L, m и ОГК у мальчиков чем у девочек В 11 лет эти показатели уравниваются
С 11 до 15 лет L, m и ОГК у мальчиков чем у девочек
• ВНД в препубертатном периоде
– нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, все виды внутреннего торможения хорошо выражены, но ребёнок ещё затрудняется в выполнении мелких и точных движений
– недостаточно развиты сосредоточенность и активное внимание
– быстро развивается утомление, иногда сопровождается невротическими нарушениями (может быть из-за чрезмерной учебной нагрузки)
– школьное обучение оказывает большое влияние на развитие психики ребёнка
– развитие коры приближается к уровню взрослого
• ВНД в пубертатном периоде
– 1-я фаза пубертата (в 11-13 лет у девочек; в 13-15 лет у мальчиков) – изменения в поведении определяются повышением возбудимости ЦНС и ослаблением процессов торможения. Это может приводить к повышению утомляемости, раздражительности, нарушению сна
– в условно рефлекторной деятельности отмечается ухудшение дифференцировки сигналов, широкая иррадиация возбуждения.
У юношей появляются сопутствующие («лишние») движения рук, ног, туловища;
замедляется речь, ответы становятся короткими, стереотипными. Это говорит о снижении деятельности 2-ой сигнальной системы
– у девушек 11-13 лет часто снижается умственная работоспособность, повышается эмоциональность, вегетативные реакции.
– для некоторых подростков бывает трудно построить сложные фразы, логические умозаключения, запомнить учебный материал
– 2-я фаза пубертата (для девушек – 13-15лет, для юношей – 15-17 лет) – это критическая фаза полового развития. Могут наблюдаться:
- психическая неуравновешенность с резкими переходами от бурного восторга к депрессии и обратно;
- резко критическое отношение ко взрослым; - обидчивость, у девушек склонность к слезам.
– часты проявления негативных состояний. В это время необходимо воспитание «тормозов» (корковое торможение). В период гормональной перестройки конфликты между подростками– , родителями и учителями часто возникают из-за недооценки особенностей ВНД. Необходим правильный здоровый режим, спокойная доброжелательная обстановка, интересные для подростка занятия (в т.ч. физкультура и спорт), профилактика вредных привычек
– в 15-18 лет роль 2-ой сигнальной системы вновь возрастает, улучшается память в основном завершается развитие ВНД. Она достигает высокого функционального совершенства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.