презентация по биологии 5 класс "Лишайники"

  • pptx
  • 05.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок Лишайники.pptx

«Растение – сфинкс» ?

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла

Лишайники – «изумительная выдумка природы»

Почему лишайники сравнивают со сфинксами?

?

«Лишайники»

Лихенология

- это наука о лишайниках

Г. де’ Бари

А.С. Фаминицын

О.В. Баранецкий

Эрик Ахариус –
«отец лихенологии»
Он выделил лишайники в самостоятельную группу

БОЛЕЕ 20 ТЫСЯЧ ВИДОВ

Тело лишайника называется слоевище или таллом.

Станция «Биологическая»

Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору
И пришлася ко двору.
Удивительное дело – как дружны зелёный с белым!
Друг за друга отвечают, и друг друга выручают!

Строение лишайника

Синтез
органических веществ

Минеральные вещества и вода

Защита

Лишайники- это симбиотические организмы, состоящие из автотрофных водорослей и гетеротрофных гифов гриба

Симбиоз

Гриб и водоросль дружили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы он и дальше рос,
Очень важен симбиоз.

Клетки водорослей

Гифы гриба

Образуются

Минеральные соли

Органические вещества

в процессе фотосинтеза

Показать процесс

Органические вещества

Вода

Минеральные соли

Питание лишайников:
«ты-мне, я-тебе»

Классификация лишайников по типу слоевища

Накипные лишайники

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить.

лецидея

леканора

Листоватые лишайники



Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

пармелия

ксантория

золотянка

Кустистые лишайники

Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

рамалина

ягель

цетрария

Первопоселенцы

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха

Рост лишайников

ОСОБЕННОСТИ ЛИШАЙНИКОВ
Медленный рост (от 1 до 8 мм в год)
Долгое время пребывают в сухом состоянии и не погибают.
Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет.
Выносят температурные пределы от -196 до +1000С
Индикаторы чистоты воздуха

Значение лишайников

Лишайники являются организмами-
индикаторами (биоиндикаторы)
для определения условий окружающей среды,
в частности,
качества воздуха (лихеноиндикация)

2. Вносят существенный вклад
в процессы почвообразования

Индикатор

- Определитель среды

Лишайник – природный индикатор экологического состояния окружающей среды.

Сырье для получения лакмуса и краски

Почвообразование

Разрушение горных пород

3. Особенно важна роль лишайников в жизни
животных в условиях Крайнего Севера,
где растительность редка,
в зимние месяцы они составляют
около 90 % от рациона оленей.
Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia),
который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова

Гнездо бурокрылой ржанки, сделанное из лишайника

Корм Северных оленей

Цетрария исландская

В медицине

Эверния сливовая

В парфюмерии

Блюдо из съедобного лишайника бриории Фремонта (Bryoria fremontii)

5.

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К. А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Выводы урока:

Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли; Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы – создают “каркас” слоевища и обеспечивают водой и минеральными веществами
2. Лишайники неприхотливы, но требовательны к чистоте воздуха.
3. Лишайники играют важную роль в природе и используются в хозяйственной деятельности человека.

Лишайники -

Представители царства Грибы, выделенные учеными в отдельную систематическую группу

Домашнее задание

Выучить § 15, ответить на вопросы в конце параграфа, заполнить рабочую тетрадь
Стр.73 подведем итоги