Исторические сведенья
Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики: разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей; с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.). Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов: «Золотой век» — VI-VII вв.; после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв. Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик. Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе: цвета; оттенки; полутона. На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.
Техника византийской мозайки
Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.
Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр. При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты.
Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно. Распространенные формы штучных элементов: кубическая (использовалась чаще всего); прямоугольная; треугольная; фрагмент зигзага; многогранная и др.
Основные этапы технологии изготовления мозаик: Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно. Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность. Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера. Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона. Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.
Византийская мозаика ценится высоко сегодня не меньше, чем в древности: мозаичные композиции применяются не только в культовых сооружениях, но и в дизайне интерьера. Но истинные шедевры данного искусства, выполненные в византийском стиле, были изготовлены до XIV в. Некоторые из них: В Соборе (Базилике) в городе Чефалу на потолке алтаря выполнена грудная фигура «Христос Вседержитель». Правая рука благословляет молящихся, а в левой находится раскрытое Евангелие. Гармоничное цветовое решение композиции подчеркивается матовым золотым фоном за спиной Господа.
В Стамбуле находится панно с изображением Божией Матери с Младенцем. Оно расположено при входе в Собор Святой Софии, Премудрости Божией. Дева Мария восседает на троне. На ее коленях находится Младенец Христос. Пол интерьера выполнен изумрудной смальтой, фон — золотой. По бокам от Божией Матери стоят в полный рост двое святых с макетами храмов в руках. В Соборе Софии, Премудрости Божией (г. Киев), находится образец классической византийской школы — панно «Причащение Апостолов». В современном воспроизведении мозаики в византийском стиле производятся промышленным способом. Технология позволяет изготавливать целые мозаичные композиции и их фрагменты. Поэтому, с течением времени, художественная ценность оригинальных древних мозаик, выполненных трудом мастеров, только возрастает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.