Презентация по литературному чтению для начальной школы. Тема:"Стихи" об осени русских поэтов

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 10.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация нацелена на развитие у школьников речи, памяти, мышления. Интереса к поэзии и к литературе.
Иконка файла материала Знакомство со стихами русских поэтов о весне. Литература..pptx

Литературное чтение.

Тема:
« Знакомство со стихами русских поэтов о весне.»

Составитель: Малышева В Н

Цель. Задачи урока.

Познакомиться со стихами русских поэтов о весне.
Учиться находить в стихах сравнения, олицетворения.
Развивать речь, воображение, память, мышление, уметь переводить словесную информацию в зрительную.
Воспитывать любовь к природе, русской поэзии.

О Б О Р У Д О В А Н И Е .

Сборники стихов поэтов.
Пословицы о весне.
Аудио «Времена года.
Весна».
Эскизы контуров женских фигур -два эскиза.
Портреты поэтов.

Содержание урока.

1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
--- Прочитайте предложения:
Зима кончается, весна начинается.
Где ласточке ни летать, к весне опять прибывать.
Весна днем красна.
Весна красна цветами…
Майская травка и голодного кормит.
Как называются такие высказывания? (Пословицы).
О каких весенних приметах они говорят?

Содержание урока.

***Сегодня вы будете читать стихи русских поэтов о весне.
***Будете учиться находить в стихах сравнения, эпитеты, олицетворения.
***Найдите в словаре, что такое сравнение, олицетворение, эпитеты. Выпишите эти высказывания к себе в тетрадь.
*** Посмотрите портреты. ---Кто изображен на них? (Тютчев, Майков, Пушкин, Фет, А. Толстой, Плещеев…)

Содержание урока.

***Какие приемы использовали поэты для представления картин природы?
---(Неживые предметы делали живыми. Яркие эпитеты - лес сквозистый… Сравнения. Леса одеты в багрец и золото.)
--- Какие же картины рисуют нам поэты о весенней природе?
---Какие слова и словосочетания помогают представить ту или иную картину?
--- Чтение стихотворений о весне. Называние автора.
--- Тютчев. Обсуждение стихов. «Зима недаром злится».

Содержание урока.

*** Какой прием использует автор, представляя это время года?
*** Олицетворение. (Злится, ворчит, хлопочет, взбесилась…,стучится, гонит.)
*** Какой можно представить весну, зиму?. ---Работа с произведением Тютчева «Весенние воды».
---( о ручьях).
--- Какой вы представили весну?
--- Какие звуки вы услышали? *(Пение птиц, шум весенних ливней, гудение пчел, шум воды).

Содержание урока.

*** Работа с произведением Фета «Опять незримые усилья…»
--- Чтение стихов этого поэта о весне.
--- Какие картины можно нарисовать?
* С чем сравнивает поэт льдины? (Со стаей лебедей. Реку – с морем стальных зеркал.)
*** Какие явления олицетворяются? (Леса дремлют, ручьи перекликаются, спешат).

Содержание урока.

*** Стихи Пушкина. «Еще дуют холодные ветры…»
---Чем необычно стихотворение? (Нет рифмы).
--- В природе чувствуется ожидание весны.
Эпитеты: «Ранние цветочки», «Кудрявая береза»
--- Слова, похожие на сказку: «Как из чудного царства воскового…»
--- Чтение стихов в парах (Друг другу).

Содержание урока.

*** Стихи А. Толстого. «Вот уж снег последний в поле тает…».
--- Какие красивые выражения вы увидели в произведении? («Зеленый дым», «кувшинчик синий», «теплые грозы».)
--- Что одушевляется? («Юный лес…»).
Почему «юный»? Как понимаете? (оживает, рождается).
Чтение в четверках(группой) –по кругу.

Содержание урока.

*** Изображение картин природы рисунком.
--- Какие еще стихи о весне вы нашли в сборниках?(Беседа).
---Слушают аудиозапись «Времена года. Весна».
*** Какие картины весны вы представили?
---Когда характер музыки менялся? (Зима не хотела уступать Весне.)
*** Иллюстрирование образов Зимы и Весны.
--- На доске контуры двух женских фигур. Дорисуйте им элементы одежды , лицо, волосы, чтобы получились 2 разных образа- Весны и Зимы.
Раскрасьте.( Работа в 2х группах).

Содержание урока.

*** Первая команда. «Весна».
(помощь для изображения).
--- «…Хохочет и пуще лишь шумит».
--- «Прекрасное дитя»
---«…и лишь румяней стала…»
--- «Ручьи журча и извиваясь»
--- «улыбнулась лишь…»
--- «Весна пришла к нам молодая».

Содержание урока.

*** Вторая команда. «Зима».
--- «Зима недаром злится…»
--- «Зима еще хлопочет и на весну ворчит»
--- «Взбесилась ведьма злая».
---«Еще в полях белеет снег».
---«Зима седая»
---«Подобрав свой саван белый…»

Содержание урока.

Анализ иллюстраций.
--- Чем теперь отличаются иллюстрации?
***Какие эпитеты вы бы подобрали к картине «ВЕСНА»?
(Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица).
*** А к картине «ЗИМА»?
(Упрямая, старая, седая, ведьма злая).

Содержание урока.

Итог урока. Рефлексия.
--- Какие стихи русских поэтов вам понравились?
---Чем?
--- Что вам помогло нарисовать образы ВЕСНЫ и ЗИМЫ?
(Слова и словосочетания из стихов, эпитеты, сравнения, олицетворения).

Урок окончен.

*Спасибо за плодотворную работу.
*Дома: выучить любое стихотворение по данной теме.

Пожелания.

*** Понаблюдайте картины природы в лесу, в поле, у реки весной.
*** Понаблюдайте картины природы в лесу, в поле, у реки летом.
*** Сравните, чем отличаются эти картины в разные времена года.