Цель и задачи урока.
***Познакомиться со стихами об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, С. Есенина.
***Раскрыть прелесть художественных описаний природы.
***Давать словесные иллюстрации. ***Развивать речь, воображение, образное мышление.
***Воспитывать любовь к природе, уметь видеть ее красоту.
Оборудование.
*Детские рисунки об осени.
*Портреты русских поэтов.
Аудиозапись «Времена года. Осень.»
Книги с подборкой стихов об осени.
Содержание урока.
Организационный момент.
Постановка цели и задач.
Работа в парах.
Прочитайте части. Составьте из них слова.
Листо ди
О пад
Дож сень
Лу розки
Замо жи
Уро жай
(Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай. Осень).
Содержание урока.
***Какое слово здесь главное, ключевое?
***О чем мы сегодня будем читать произведения?
(Об осени, осенних изменениях в природе).
3. Изучение нового материала.
*** Беседа.
---Какие слова подходят к нашей теме?
На парте работают в паре:
Карточка:
Трава, осень, листья, багрянец, зелень, желтые, деревья, коричневый, ковер, природа, лето, цветы, жара, настроение, грусть. Унылая пора.
(Договариваются, как выделят нужные слова.)
Зачитывают слова, которые выбрали.
Поясняют, почему выбраны эти слова.
Об осени говорят: дождливая, сырая, слякоть.
Ее не любят, потому что время наступает прохладное, уходит теплая пора.
Но об осени говорят и по – другому: золотая, багряная, кормилица.
***А вы любите осень ? Почему? Объясните свой ответ.
(Ответы детей)
А великие русские поэты часто в своих стихах воспевали эту тему.
Содержание урока.
Разное настроение вызывает чтение этих стихов: восхищение, грусть. печаль об ушедшем лете, ожидание чуда…
Послушайте стихи в исполнении автора.
Постарайтесь уловить настроение, переданное автором.
Затем стихи читают дети. Анализ.
Осень.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса.
В них ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.
( А.С. Пушкин).
*** Беседа по содержанию прочитанного.
---Какие краски осени передает поэт? (Красная, синяя, желтая).
---Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золото, мглой волнистою).
---Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грусть, тоска, радость, восхищение).
Содержание урока.
А почему такие разные чувства вызвало стихотворение ?
Какие слова передают грусть, тоску?
(Прочитайте эти слова).
А какие передают восхищение, радость?
(Зачитывают). А. С Пушкин использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Как вы это понимаете?
(Очеловечивание, будто человеческие черты).
Перечитайте последнюю строку. Как вы понимаете ее смысл? (Поясняют).
Какие картины вы можете нарисовать?
(Рисуют на альбомном листе).
Подпишите свой рисунок словами.
Содержание урока.
Читают стихотворение С Есенина «Нивы сжаты».
(По карточке – работают в паре)- затем читают вслух.
Беседа по содержанию.
Какая картина вам представилась? (Грусть, тоска).
Нарисуйте словесную картину по вашему представлению.
Какие краски вы бы использовали на уроке рисования, иллюстрируя стихи?
(Серая, коричневая, темно – синяя, черная)
Подтвердите это словами из произведения.
Как бы вы подписали свою иллюстрацию к стиху?
Содержание урока.
Выставка рисунков об осени.
Чтение стихов наизусть об осени, о природе.
Нахождение ярких эпитетов, олицетворений, сравнений, выбор синонимов.
Прослушивание аудиозаписи «Времена года».
Какие картины навеяла вам музыка? Что вы услышали? Увидели?
Какие строки прочитанные сегодня изображает музыка?
Как меняется настроение в музыке? Почему?
(Бывает разная осень).
***Есть пословица: «ОСЕНЬ - ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ».
Как вы понимаете ее смысл?
( Погода часто меняется осенью).
Содержание урока.
Закрепление.
Работа в группах по 5 человек. Отвечают на вопросы.
Задание 1. Соединить название и автора.
«Ласточки пропали…»
«Осенняя радость»
«Листья»
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Перед дождем»
«Уж небо осенью дышало…»
«Отдохну – ка, сяду у лесной опушки…»
Фамилия поэта.
Ф,И, Тютчев
К,Д, Бальмонт
С,А, Есенин
Н ,А, Некрасов
А Н Плещеев
А.А.Фет
А.С. Пушкин
Содержание урока.
Вопрос 2.
На листках выписаны эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Назвать имя автора.
«Весь день стоит как бы хрустальный» Тютчев Ф. И.
«Кисти ярко – красные вянущих рябин» Толстой А. К.
«И отдаленные седой зимы угрозы» Пушкин А. С.
«Скоро осень проснется и
заплачет спросонья» Бальмонт К. Л.
«Ночью ветер злится да стучит в окно» Фет А. А.
Ель надломленная стонет,
глухо шепчет темный лес» Некрасов Н. А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.