Тридцатилетний Бетховен
«...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».
Р.Ролан
К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. И вдруг беда – глухота, тяжелое испытание для композитора… Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.
Во всем мире известна
Симфония № 5
Людвига ван Бетховена.
Она посвящена судьбе Земли,
судьбе человечества.
В годы написания симфонии
частичная потеря слуха композитора
завершилась полной глухотой.
Однако Бетховен преодолевает
удары судьбы, он не сломлен.
В ответ на её вызов композитор
бросается в битву со всей силой своего
могучего духа и действительно берёт,
по его собственному выражению,
«судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения,
полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.
«О, душа моя, ныне – Бетховен
с тобой!»
Симфония
Симфония (от греч. — «созвучие») —многочастное музыкальное произведение (чаще всего 4 части), предназначенное для исполнения оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. Помимо оркестра, в симфонию может быть включён хор и вокал.
Симфония №5
«Так судьба стучится в дверь»
В музыке мы видим борьбу лирического героя со злым роком. Конфликт человека с судьбой очевиден, он открывается с самых первых тактов.
Композитор через музыку показал, как тяжела борьба, но если пройти до конца, то предстоит счастливый и красочный финал. Мотивы судьбы полностью пронизывают симфонию, делая ее более слитной и единой.
Симфония № 5 4 часть
(фрагмент)
Бетховен желал до каждого человека донести все, что хотел сказать сам, но не мог выразить это словами. Он знал, что людям необходимо то знание, которое пришло к нему самому лишь с бедой. Композитор хотел, чтобы каждый человек смог понять, что все в его руках, в том числе жизнь, судьба.
«Почему я пишу? То , что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому-то я и пишу».
Л. Бетховен
-------------------------------------------
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурными и живописными образами итальянского художника Микеланджело, с греческой скульптурой Ники Самофракийской — богини победы.
Памятник Бетховену
в Вене.
Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…
Масару Эмото
«Послания воды»
Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…
Эскиз, этюд, набросок — с этими словами ты встречаешься во всех видах искусства. Создание произведения всегда связано с поиском единства формы и содержания.
А. Пушкин говорил, что «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». В рукописях Л. Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ — тема симфонии.
Зарисовка
Этюд
Набросок
Эскиз
Страницы рукописей Л.Бетховена выглядят как «кровоточащий рассказ о грандиозном внутреннем сражении… Прежде чем писать эту страшного вида партитуру, Бетховен в течение трех лет заполнял блокноты эскизами. Представьте себе целую жизнь, полную борьбы, часть за частью, симфония за симфонией, соната за квартетом, концерт за концертом. Все новые попытки и долой их в его постоянном стремлении к совершенству… Где – то здесь ключ к тайне большого художника, который отдает всю свою энергию и жизнь, чтобы прийти к убеждению, что одна нота следует за другой неизбежно. Композитор, поступая так, в заключение оставляет нас с чувством, что есть нечто настоящее в этом мире, верное во всем, нечто, следующее своим, твердо установленным законам, нечто, чему мы можем твердо верить, что никогда не подведет нас».
Американский композитор, дирижер и пианист Л. Бернстайн.
Чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии. Находясь в фашистских застенках, написал книгу «Репортаж с петлёй на шее».
Юлиус Фучик
(1903-1943)
«Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! …Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.К завтраку мы уже в полном параде…»
Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей на шее»
Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
На эти вопросы отвечает уже не одно поколение слушателей. Может быть потому, что сколько бы прошло столетий, но тема «борьбы и победы» человека с судьбой, с самим собой до сих пор остается актуальной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.